Методология Ицхака Адизеса по подбору персонала на основе PAEI-кода

Как подобрать эффективный персонал согласно методологии Ицхака Адизеса

Ицхак Адизес – всемирно известный эксперт в сфере повышения эффективности бизнеса, автор более 20 трудов на тему организации и ведения бизнеса.

Что такое PAEI-код и как с ним работать?

Метод Адизеса по подбору персонала невероятно универсальный: он действует с любым количеством людей, не требует особенных знаний.

Код PAEI – это инструмент, который позволяет анализировать и оценивать стиль управления. Название кода состоит из аббревиатуры четырех менеджерских ролей:

  • Р – Производитель
  • А – Администратор
  • Е – Предприниматель
  • I – Интегратор.

Методология PAEI опирается на классификацию психотипов личности, которые сопоставляют с нуждами и функциями компании.

По мнению Адизеса, каждый человек предрасположен выполнять определенную социальную роль. Это позволяет установить его тип личности и понять, каким образом он коммуницирует с окружающими.

Пользуясь кодом PAEI, можно определить степень выраженности той или иной роли сотрудника и их сочетание, а это, в свою очередь, позволяет понять, как будущий сотрудник будет взаимодействовать с коллективом, какие у него цели, принципы и амбиции, насколько он эффективен для компании и соответствует ли ее потребностям.

Согласно методу Ицхака Адизеса можно создать оптимальную команду и оценить эффективность исполнения сотрудником каждой из четырех ролей менеджера.

Несомненным преимуществом методологии Адизеса являетесь то, что она позволяет проанализировать не только сильные, но и слабые качества сотрудника. Такая особенность способствует тому, что можно наперед просчитать все риски и проблемы, которые могут возникнуть в рабочем процессе.

Кратко о преимуществах метода PAEI

- Универсальность: подходит для тестирования соискателей, обучения персонала, работы с клиентами. Кроме того, метод будет полезен при планировании продаж и даже при оценке конкурентов.

- Простота: не требует много времени и специального образования.

- Интегрированность: успешно сочетаются с другими методологиями по подбору и оценке персонала.

Как оценивать по PAEI?

- Тестирование: прежде всего нужно предложить соискателю или сотруднику специальный тест. Его можно пройти онлайн на сайте Института Адизеса, или распечатать.

- Наблюдение: обращайте внимание на поведение соискателя или сотрудника, на язык тела, на стиль общения, на его внешний вид и т.д.

- Моделирование: предложите соискателю или сотруднику разыграть определенную рабочую ситуацию, чтобы на примере увидеть и оценить его действия.

Подробно о психотипах PAEI

  1. Производитель.

Люди такого типа личности – идеальные исполнители. Они любят четко поставленные задания и обязанности и беспрекословно их исполняют. Не внедряют инновации и редко проявляют инициативу. Добиться удовлетворительного результата – это есть цель даного психотипа.

От Производителя зависит эффективность работы компании в краткосрочной перспективе.

Для успешной работы такому человеку нужна предсказуемая рабочая атмосфера и возможность самому выполнять результативно те или иные задачи.

Внешние маркеры:

- быстрая, отрывистая речь;

- сдержанность в одежде;

- сдержанность в высказываниях;

- торопливость.

Негативные стороны:

- не умеет работать в команде;

- плохо приспосабливается к изменениям рабочей обстановки и рабочего ритма;

- минимально толерантен;

- устанавливает повышенные требования.

Для людей такого психотипа отлично подойдёт должность секретаря, специалиста по продажам, перевозкам, продавца, оператора call-центра и др.

  1. Администратор

Такие сотрудники сосредоточены на выполнении заданий. В отличии от Производителя, они ориентированы не на результат, а на путь его получения. Внимательны к деталям. Беспрекословно исполняют все правила, следуют внутреннему регламенту компании и требуют этого от других. Отличаются организованностью и скрупулёзностью. Администратор умеет прогнозировать и анализировать данные.

Внешние маркеры:

- пунктуальность;

- простота внешнего вида;

- медлительность в принятии решений;

- любит точность.

Негативные стороны:

- излишняя сдержанность;

- безынициативность;

- мелочность;

- придирчивость.

Администраторы – это идеальные юристы, экономисты, бухгалтера.

  1. Предприниматель

Люди такого типа очень любят изменения и готовы к ним. Для них важно достигать цели. При этом им не важны методы. Предприниматель – это человек, который работает на долгосрочную перспективу. Превосходно работают в команде, инициативные, целеустремленные и харизматичные сотрудники.

Внешние маркеры:

- непунктуален;

- громкая речь;

- неуемная фантазия;

- свободолюбивость;

- стремительные телодвижения.

Негативные стороны:

- не умеет работать в условиях, которые ограничивают его свободу;

- непринятие чужого мнения;

- неаккуратность в деталях;

- невнимательность.

Лучше всего чувствуют себя в должности генерального директора, маркетолога, специалиста по рекламе и др.

  1. Интегратор

Сотрудники-лидеры, которые отличаются дружелюбностью, харизмой. Они умеют проявлять уважение, доверять, высказывать благодарность. Эти люди содействуют построению гармоничных межличностных отношений в коллективе, справедливые и всегда готовы оказать помощь.

Внешние маркеры:

- приветливость;

- общительность;

- модный внешний вид;

- заинтересованность в людях;

- харизматичность.

Негативные стороны:

- обидчивость;

- быстро теряет интерес;

- негативно реагирует на критику.

Лучшие должность для такого психотипа: PR-менеджер, менеджер по подбору персонала, руководитель рекламного отдела и т.д.

Не существует людей, которые сочетают в себе все роли. Чаще всего ярко выраженными будут какие-либо два стиля взаимодействия.

Как подобрать идеальную команду?

Ицхака Адизес советует подбирать команду, в которой будут представители разных стилей взаимодействия.

Умелый подбор персонала избавит вас от проблем или, по крайней мере, сведёт их к минимуму. Методология PAEI позволяет создать оптимально дружелюбный, эффективный и работоспособный коллектив.

Четкая дифференциация по психотипам позволяет подбирать идеальных кандидатов на должности, чтобы компания функционировала как живой организм.

Важно помнить, что все люди разные и не бывает универсальных бойцов. Мудрый руководитель должен создавать для своих работников такие условия, которые раскроют их потенциал и лучшие качества.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя Valeratal

4 типа, как-то бедно 

Про валидность и надежность такого деления я даже спрашивать не буду.

Аватар пользователя Irina Veretennikova

Предлагаю посмотреть отзывы самих собственников о методологии 

 

Аватар пользователя Valeratal

А что, собственники что понимают в методологии психологических исследований? Зачем их смотреть?

Аватар пользователя Irina Veretennikova

Это методология эффективно работает по всему миру. Стоит ли смотреть отзывы тех, кто доволен выстроенными бизнес-процессами - каждый решает для себя сам.

Аватар пользователя Valeratal

По миру много чего эффективно работает по мнению тех, кто доволен. От гороскопов, до гаданий по картам.

Аватар пользователя Irina Veretennikova

Уверенны, что мнению этих компаний нельзя доверять? 

«Bank of America», «Volvo», «Domino’s Pizza», «Israeli Air Force», «Subaru of America», «Coca-Cola Foods», «Scandinavian Airlines System (SAS)», «IBM», «Shell», «Visa Group» и др.

Аватар пользователя Valeratal

Я не видел публикаций этих компаний, где бы они описывали, что раньше они подбирали кое-как, а потом начали применять методику подбора PAEI и все у них стало зашибись

Аватар пользователя Irina Veretennikova

Если люди ничего не слышат и не видят, это вовсе не значит, что ничего не происходит.

Аватар пользователя Valeratal

Ага, если в лесу упадет дерево а вокруг никого нет раздастся ли треск :)

Аватар пользователя Irina Veretennikova

Знаете, если не будет ушей, чтобы слышать, не будет и звука