Корпоративный отдых: pro et contra

Работа существует для того, чтобы работать. Прописная истина. Целью каждого работодателя является получение максимальной отдачи от сотрудников. Добиться этого результата можно установлением жестких порядков, что, как выяснилось, малоэффективно, либо созданием продуманной мотивационной системы. Второй вариант, как показывает практика, более результативен. Заработная плата далеко не основной фактор, побуждающий сотрудников трудиться не покладая рук. Разумеется, у каждого работника свои профессиональные приоритеты, которые, следует отметить, подвержены частым изменениям. Именно поэтому департаменту управления человеческими ресурсами следует не реже двух раз в год проводить мероприятия, направленные на уточнение мотивационных карт сотрудников. На основании индивидуальных мотивационных карт HR-подразделение может составить общий для компании мотивационный рейтинг – своеобразную систему координат, демонстрирующую профессиональные приоритеты персонала вашей организации.

Молодым компаниям, стремящимся завоевать серьезную позицию на рынке, с развитой культурой тайм-менеджмента – интенсивным ритмом работы, ориентированным на максимально высокие бизнес-показатели, следует уделять особое внимание корпоративному отдыху. Чаще всего в таких компаниях культивируется трудолюбие, поддерживается предельно высокий рабочий темп, как правило, в таких компаниях сотрудники подбираются с соответствующим профессиональным темпераментом. Там где ценится умении работать в предельном ритме, должно цениться и умение отдыхать. К сожалению, люди, способные напряженно работать, не всегда способны самостоятельно определить степень усталости. Именно данная категория сотрудников наиболее подвержена синдрому профессионального выгорания. Будьте внимательны к персоналу, позаботьтесь о том, чтобы создать не только максимально комфортные условия работы, но и возможность своевременного отдыха.

Казалось бы, отпуск – это время, когда работодатель не несет никакой ответственности за сотрудников. Но это не совсем так. Отпуск сотрудников – это не просто отдых от работы, но и период накопления сил для покорения новых профессиональных вершин. От того, как ваши сотрудники проведут отпуск, зависит плодотворность их дальнейшей работы. Поэтому логично, что работодатель, ожидающий от персонала максимальной отдачи и лучших результатов, должен позаботиться и о комфортном отдыхе своих сотрудников. Праздники, спортивные мероприятия, организовываемые компанией, уже стали привычными явлениями корпоративной жизни. Во многих западных компаниях нормой является полная или частичная компенсация затрат на отдых сотрудников. В России подобные традиции пока не имеют широкого распространения, хотя в недавнем еще социалистическом прошлом корпоративный отдых, а точнее «профсоюзный», был весьма популярен. Путевки в санатории и профилактории, распространяемые через профкомы, месткомы и прочие комитеты, являлись своеобразной альтернативой корпоративного отпуска. Увы, данный вид социальных льгот канул в лету вместе с недостроенным коммунизмом. Но данный опыт мог бы оказаться полезным.

Организация отдыха сотрудников не только способствует повышению лояльности, созданию благоприятного имиджа компании, но это еще и прекрасная возможность наладить, укрепить взаимодействие различных департаментов компании.

В средних и крупных компаниях в отпуск одновременно уходят десятки, а то и сотни сотрудников. Как правило, люди предпочитают проводить отпуск с родными, друзьями, а не с коллегами. Но если компания имеет возможность предложить льготные путевки не только своим сотрудникам, но и членам их семей, то подавляющее большинство работников с удовольствием примет такой подарок. Даже отправляясь отдыхать с семьей, человек, встретивший на курорте коллег, непременно уделит им внимание. В неформальной обстановке, комфортных условиях самые сложные рабочие вопросы видятся совершенно иначе. Обсуждение нового проекта пройдет куда более живо и плодотворно за чашкой утреннего кофе или за ужином с бокалом вина. Организовав совместный отпуск сотрудникам из взаимодействующих отделов, работодатель получает возможность, во-первых, сплотить коллектив, а во-вторых, решить рабочие задачи в нерабочее время.

Отпуск сотрудников, разумеется, исключительно по желанию самих сотрудников можно совместить с учебной программой или курсами повышения квалификации. Курс бизнес- английского или семинар для менеджеров по продажам на морском курорте на счет компании – отличная альтернатива традиционному лежанию на пляже во время отпуска. Главное – принцип добровольности. Ни в коем случае не пытайтесь навязать своим сотрудникам удобный компании вариант отпуска. Грамотная пиар-компания сделает свое дело. Курсы иностранного языка на Мальте или семинар по развитию управленческих навыков в Риме могут послужить достойной наградой за хорошие показатели в работе. Сделайте такие подарки своим лучшим сотрудникам, а другим предоставьте возможность пройти аналогичное обучение с частичной компенсацией расходов. Учиться, отдыхая – что может быть приятнее и полезнее? Единственная сложность – это финансовая сторона: обучение, совмещенное с отдыхом, удовольствие дорогое. Но, отметим, что затраты на обучения сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль. Для этого необходимо соответствующим образом оформить поездку, а именно как программу повышения профессионального уровня сотрудников. Повышение квалификации сотрудников может проходить в различных формах, в том числе как участие в семинарах, тренингах и конференциях. Обратите внимание, что образовательная деятельность в форме разовых лекций или семинаров, любых других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании не подлежит лицензированию. В этих случаях компания, организующая обучение ваших сотрудников, не обязана иметь лицензию на ведение образовательной деятельности, и соответственно предоставлять документы об образовании. Пользуясь образовательными услугами компаний, чья деятельность не подлежит лицензированию, для налоговой отчетности вам понадобится акт оказания консультационных услуг. Расходы на участие в семинарах и конференциям могут быть подтверждены проездными документами, командировочными удостоверениями.

Для того чтобы расходы, направленные на повышение профессионального уровня сотрудников, были учтены в составе затрат, уменьшающих налоговую базу, необходимо соблюсти ряд условий: обучение персонала должно производиться по инициативе работодателя с целью повышения эффективности выполнения профессиональных задач (что должно быть документально подтверждено приказом руководителя) в соответствии с планом повышения квалификации сотрудников.

тдых без обучения обойдется значительно дешевле. А корпоративный отдых в свою очередь позволить сэкономить немалые средства. Компании, занимающиеся организацией корпоративного отдыха, предоставляют корпорациям скидку от 10 до 30 процентов от базовой стоимости туров. В свою очередь работодатель может напрямую обратиться к туроператору и получить не менее выгодные предложения, при этом выбор туристических направлений в последнем случае будет значительно разнообразнее. Специальные акции по выгодным ценам распространяются на группы от 10 человек. В средних и крупных компаниях число сотрудников, находящихся в отпуске в одно и то же время, как правило, в разы превышает минимальное участников, необходимых для получения корпоративных скидок.

Каковы основные плюсы и минусы корпоративного отпуска?

К очевидным минусам относятся, во-первых, появление дополнительной для компании статьи расходов: несмотря на все скидки, предоставляемые корпорациям, отдых – удовольствие недешевое. Чтобы отправить отдыхать хотя бы треть персонала в загородный санаторий или на средиземный курорт, компании придется раскошелиться на круглую сумму, учесть которую в составе затрат, уменьшающих налоговую базу, достаточно сложно (во всяком случае, для этого HR-отделу необходимо будет заранее проконсультироваться с финансовом департаментом). Во-вторых, следует учесть и время-затраты: кто бы ни занимался организацией отдыха сотрудников – специалист службы персонала или event-менеджер, данному сотруднику, а чаще не одному, а нескольким специалистам придется посвятить немало рабочего времени для решения этого приятного, но хлопотного дела. И, в-третьих, эффективность или оправданность подобных трудозатрат и капиталовложений плохо поддаются предварительному расчету. Попросту может получиться так, что все хлопоты работодателя по организации отдыха своих сотрудников и затраченные на это средства, не принесут желаемого результата. А возможно работодатель не только не дождется благодарности персонала, а, напротив, такая забота будет воспринята в штыки как попытка вмешаться в личную жизнь, навязать свое видение и «расписание» нерабочего времени. Разумеется, это крайний случай, демонстрирующий низкую лояльность персонала к компании, отсутствие авторитета руководства, нездоровую психологическую атмосферу в коллективе.

Таким образом, решая вопрос о предоставлении дополнительных льгот сотрудникам в виде оплачиваемых туристических путевок, прежде всего, определите цель и желаемый результат планируемых нововведений. Конечно, если ваша компания не относится к числу тех организаций, у которых много лишних денег. Какую актуальную задачу вы желаете решить введением компенсаций отдыха сотрудников?

В целом, подобные меры повышают привлекательность компании – создают положительный имидж организации как работодателя. Настраивают персонал на долгосрочное сотрудничество с организацией (впрочем, в этом плане компенсация отдыха мало конкурирует с корпоративными ипотечными программами или любыми другими видами долгосрочного кредитования сотрудников). Совместный отдых ваших сотрудников является одним лучших инструментом командообразования. Более того, собрав специалистов из разных отделов (тщательно продумайте состав групп, отправляемых на отдых), вы сможете усилить внутрикорпоративные связи, что особенно актуально для больших компаний. Задумывая серьезный проект, вы сможете оперативно создать слаженную команду, заблаговременно проверив эффективность взаимодействия ее будущих членов в условиях совместного отдыха. Для этой цели больше подойдет программа активного отдыха: сплавы по горным рекам, различные виды спортивных состязаний, туристические походы. Заодно вы сможете определить лидеров, отобрать кандидатов для кадрового резерва. Неформальная обстановка как нельзя лучше способствует раскрытию человеческих качеств. Поиск талантов и развитие собственных сотрудников – достойные цели, оправдывающие любые материальные средства.

Отправляя своих сотрудников в горный поход, на средиземный курорт, в подмосковный профилакторий, вы не только работаете на имидж компании, не только создаете дополнительные льготы, вы формируете команду. Определить, насколько удачно прошел «корпоративный отпуск», не так уж и сложно: все зависит от того, как много новых идей, проектов родится от этого совместного времяпрепровождения, насколько повысится эффективность взаимодействия сотрудников из разных или одного подразделения компании. Есть еще один бесхитростный, но важный критерий успешности корпоративных мероприятий – это сила оставшихся от него впечатлений. Если через много лет ваши сотрудники будут вспоминать совместный отпуск как одно из самых ярких, позитивных событий своей профессиональной жизни, значит, усилия и средства, затраченные компанией, оправданы. В конечном итоге, именно такие моменты, именно такие воспоминания формируют корпоративную историю. Люди хотят работать в компаниях с богатой историей.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий