Коммуникативное поведение руководителя

В понимании психологии менеджмента, самой главной причиной плохого руководства подчиненными выступает неэффективная коммуникация.

В понимании психологии менеджмента, самой главной причиной плохого руководства подчиненными выступает неэффективная коммуникация. Основу коммуникативного поведения руководителя в организации можно разделить на несколько основных частей:

параллельные коммуникации, которые позволяют сопроводить выполнение определенных функций и задач;

переговоры;

публичные выступления;

исполнительские действия.

Существуют также невербальные формы коммуникации — мимика, пантомима и письменные (деловые письма). Каждый их этих видов предъяв­ляет специфические требования к речевому поведению руково­дителя.

Надо сказать, что для эффективного руководства людьми, руководителю необходимо прежде всего самому задуматься о том, а как же на практике его действительно воспринимают подчиненные, коллеги, партнеры. Стоит задуматься о том, насколько в действительности выработанная модель поведения в той или иной ситуации, используемые жесты, манера говорить действительно влияют на эффективность коммуникации.

Корпоративные нормы и правила, предъявляемые к поведению сотрудников в организации, это только вершина айсберга для руководителя. Каждый человек уникален, и каждый по своему. И как бы мы не хотели ограничиться только корпоративными предписаниями, нельзя недооценивать индивидуальный подход. Порой он очень важен на этапе развития сотрудника, или в отношении с коллегами и партнерами, в работе с ключевыми специалистами или на стадии адаптации нового сотрудника. Здесь многие могут вспомнить такое понятие, как харизма. Почему нет? Достаточно вспомнить определение харизмы, как особого свойства, благодаря которому человека оценивают как способного оказывать эффективное влияние на других. И если мы вдруг не обладаем ей сейчас, мы всегда можем ее в себе развить. Нет каких то четких рамочных характеристик того, как она должна «выглядеть». У каждого человека она проявляется по своему. В любом случае, если мы чувствуем не достаточную коммуникативную эффективность — это сигнал к тому, что над собой пора поработать. Конечно, в процессе руководства людьми, можно сослаться на корпоративные нормы и требования, ожидая подстройки под нас подчиненных например. Однако, практика показывает, что это крайне не эффективно сказывается на результативности совместной работы.

Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности.

Все формы коммуникативного поведения руководителя ос­нованы на определенных закономерностях и феноменах, воз­никающих в процессе коммуникации. Обозначены они поняти­ем коммуникативных явлений. Основные из них: заражение, внушение, убеждение, подражание; каждое имеет свои специ­фические закономерности.

Заражение — процесс передачи от одного человека к друго­му эмоционального состояния (преимущественно на неосозна­ваемом уровне). Наиболее типичен этот эффект для больших аудиторий.

Внушение определяется как процесс воздействия на психи­ческую сферу человека, связанный с преднамеренным сниже­нием критичности и сознательности восприятия им информа­ции и ее реализации в действиях, с отсутствием ее активного понимания, анализа и связи с прошлым опытом. Содержание внушенной информации плохо поддается осмыслению и кор­рекции, приобретая вид «внушенных поведенческих устано­вок». Эффективность внушения зависит от авторитета сугге-стора («внушающего»).

Убеждение строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию. Это воздействие интеллектуаль­ное, тогда как внушение — эмоционально-волевое.

Подражание — активное воспроизведение чужого поведе­ния. Существует несколько основных типов подражания: логи­ческое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и меж групповое подражание.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1