Как вести за собой: 10 навыков настоящего лидера

Что объединяет всех великих людей? Связи, финансовое благополучие, природные задатки? Парадоксально, но наличие этих преимуществ не является залогом успеха. Тогда возникает вопрос: что на самом деле нужно человеку, чтобы стать лидером?

В этом нам помог разобраться Егор Антипов — профессиональный психолог, бизнес-наставник и член Международной ассоциации коучей. Егор является автором более 10 тренинговых программ по личностному развитию и организатором мероприятий с участием известных российских, а также зарубежных политиков и бизнесменов. 

«Прежде всего стоит понять, какой смысл в целом вкладывается в понятие «лидер». Существует стереотип, что для того, чтобы быть лидером, достаточно обладать определённым набором качеств: жёсткостью, принципиальностью, прямолинейностью, дисциплинированностью, умением вести за собой, вдохновлять, добиваться поставленных целей несмотря ни на что. Можно подобрать ещё много эпитетов, но они не будут определять лидера в полной мере, потому что настоящий лидер — это то, что внутри человека. 

Главное отличие лидера 

Зачастую люди, стремящиеся развить в себе лидерские качества, допускают одну и ту же ошибку. Они пытаются скопировать манеру поведения и какие-то лидерские проявления у других людей и начинают воспитывать в себе качества, которыми не обладают. Такая идея не приводит ни к чему хорошему, кроме создания образа, далекого от реальности. Поскольку лидер — это сама суть личности, её жизненная позиция и жизненное кредо. 

Мои ученики точно знают, что для формирования позиции лидера необходимо разобраться с существующим мышлением и привычками и отсеять неэффективные. Антагонист лидера — ведомая личность, поэтому важно начать именно с тех установок, которые побуждают человека идти по протоптанной другими дороге. 

В основе любых установок лежит какая-то внутренняя мотивация. Например, у каждого человека есть потребность в безопасности и комфорте. У кого-то она присутствует в большей степени, у кого-то в меньшей. Если человеку особенно важно чувствовать себя спокойно, безопасно и комфортно, он ставит это в приоритет и становится зависимым от наличия подобных условий. Это и делает его ведомым. 

В то время как лидер не зависит от условий.  Разумеется, для него комфорт и безопасность не менее важны, но он не ставит их в первоочередный приоритет, поскольку это место уже занято идеей. Лидер — это человек идеи, а его деятельность, качества и проявления нацелены на скорейшее и максимально эффективное её воплощение. Всё остальное строится уже вокруг идеи. 

10 ключевых психологических навыков, которые помогут стать лидером: 

1. Способность к самоидентификации

Как я уже говорил, лидер всегда имеет перед глазами чёткую цель или идею. Идея выделяет его среди других, ради неё он мобилизует все свои ресурсы. Если вы хотите стать лидером, сначала найдите долгосрочную цель. Поиск идеи может занять долгое время, но пройти этот путь необходимо. Определив свою миссию, вы поймёте, над какими качествами нужно работать и что делать дальше. 

2. Постоянное стремление к ментальному и физическому развитию

Если вы действительно хотите быть лидером, нужно постоянно наращивать свой потенциал. Ежедневно устраняйте пробелы в знаниях и совершенствуйте свою физическую форму. Не забывайте, что тело и ум должны находиться в гармонии. 

3. Умение преодолевать препятствия

В чём отличие ведомого от лидера? Первый достигает желаемого благодаря обстоятельствам, второй — вопреки. Не прячьтесь от жизненных трудностей в зоне комфорта. Помните, ошибка — это возможность, а не препятствие. 

4. Поиск интереса в происходящем

Выполняя любое, даже рутинное действие, думайте, имеет ли оно для вас значение. Постоянно анализируйте происходящее и отсеивайте то, что тратит ваше время. 

Один из наиболее распространённых запросов от моих учеников заключается в том, что они не могут найти своё дело. Это происходит, потому что человек не понимает, чего он хочет на самом деле. В таких случаях я рекомендую тренировать навык находить интерес в любом деле. Как правило, при отсутствии интереса к бизнесу можно наблюдать отсутствие интереса к самому себе и сложности с самовосприятием. Следовательно, необходимо произвести работу, направленную на принятие себя. 

Разберём на примере. Один из моих учеников до начала нашей работы перепробовал несколько бизнес-идей, но не смог достичь результатов выше определённой планки. За 2 месяца консультаций мы сформировали в нём способность радоваться и получать удовольствие от любого действия. Далее мы начали проработку его страхов и выяснили, что он не общается с инвесторами, поскольку испытывает страх потерпеть неудачу. Хотя сам он был уверен, что ему просто неинтересна тема инвестиций. Так, нам удалось проработать страхи и найти интерес, в том числе и в общении с инвесторами, чётко сформулировав ту тематику бизнеса, которой он больше всего хочет заниматься. Всё это привело моего клиента к инвестору, который вложил в его проект 7 миллионов рублей, и уже к нескольким успешным бизнесам. 

5. Способность воспринимать обратную связь

Очевидно, что далеко не всегда в процессе достижения цели вы будете получать одобрение. Более того, чем амбициознее ваш план, тем вероятнее, что вы столкнётесь с осуждением. Научитесь обращать внимание только на конструктивную критику и извлекать из неё уроки. 

6. Саморефлексия

На любом жизненном этапе необходимо объективно оценивать собственные поступки. Насколько бы успешными вы ни были, не теряйте этот навык. Этот совет я как бизнес-наставник всегда даю всем своим клиентам. 

7. Честность перед самим собой

Часто мы потакаем своим слабостям и оправдываем нежелание что-то делать внешними обстоятельствами. Очевидно, что такая модель поведения неэффективна. Посоветовать здесь я могу только одно: не занимайтесь самообманом, осознайте свои недостатки. Только проанализировав свои проблемы, вы сможете их решить. 

Для наглядности рассмотрим ещё один мой кейс. Одна из моих клиенток владеет большой компанией, у неё в подчинении находятся более 50 сотрудников. Долгое время она не могла выйти на новый уровень оборота из-за большой текучки кадров. Она постоянно пыталась найти причины для увольнения сотрудников и жаловалась на сотрудников, поскольку они не выполняли те задачи, которые она перед ними ставила. В результате моя клиентка терпела убытки, а компания не могла развиваться. Здесь мы можем наглядно увидеть модель поведения, при которой человек начинает перекладывать ответственность, становясь в позицию жертвы. Поэтому мы начали прорабатывать момент честности с собой. Было важно понять три аспекта:
1. Лидер — это человек, который всегда несёт ответственность за всех своих сотрудников и любые их действия; 

2. Делегируя выполнение каких-либо задач сотруднику, ответственность за их выполнение всё равно лежит на Лидере; 

3. Нанимая сотрудников, Лидер не освобождает себя от ответственности, а умножает её, поскольку теперь ему необходимо составить список задач и проконтролировать их эффективное исполнение. 

После начала работы вскрылось, что моя клиентка не может признаться себе в том, что она зависит от чужой оценки, показывая окружающим, что она главнее их. Это один из признаков неуверенности в себе, проявляющийся в гиперболизированном  использовании власти. Так, я посоветовал своей клиентке пообщаться с каждым подчинённым в личном формате и выяснить, что им нравится или не нравится в работе компании, а самое главное, что важно им самим, какие цели они преследуют, работая в компании. Выяснив их внутреннюю мотивацию, мы выстроили систему поощрений на основе их приоритетов. Это позволило отказаться от услуг неэффективных сотрудников и выстроить долгосрочные отношения с остальным коллективом. 

Результатами нашей работы стали оптимизация коллектива, повышение эффективности сотрудников, их внутренняя мотивация  и улучшение атмосферы в компании. Так, за первые полгода работы им удалось достичь рекордных показателей для данной компании, привлечь новых клиентов и расшириться. В данном кейсе ключевым фактором успеха оказалась именно честность с собой. Отработав страх быть плохой в глазах подчинённых и перестав использовать власть не по назначению, был выстроен наиболее качественный и эффективный диалог с сотрудниками. 

8. Умение делиться своими мыслями

Пока вы не озвучите свои идеи и не проверите их на прочность в процессе дискуссии, они не смогут реализоваться. Так что постоянно ищите возможность для обмена мнениями и задумками.  

9. Способность признавать собственное несовершенство

Вы неоднократно будете терпеть поражение, и это нормально. На своих тренингах я всегда уделяю особое внимание проработке и принятию неудач. Чем быстрее вы научитесь воспринимать провал как возможность для развития, тем лучше для вас. 

10. Любовь к себе, миру и жизни

Воспринимайте любовь как цель и прикладывайте усилия для её достижения. Помните, что нельзя жить в ожидании счастья. Пока вы не научитесь получать удовольствие от процесса достижения цели, вы не сможете продвинуться вперёд. 

Как видите, каждому под силу развивать эти навыки. Достаточно иметь твёрдое намерение и работать над собой постоянно. Создав новые эффективные убеждения, вы измените не только свой характер, но и всю свою жизнь. Помните, быть успешным или не быть — зависит только от вас!»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1