Венди Роудс — корпоративный психотерапевт. В сериале она больше показана как коуч и правая рука CEO в урегулировании конфликтов с сотрудниками, чем HR-специалист в классическом понимании. Однако зрители соотнесли ее образ именно с работой эйчара — вероятно, потому что далеко не во всех компаниях есть корпоративный психотерапевт.
Венди вызвала восхищение руководителей и собственников компаний, так как многим из них не хватает рядом надежного человека в похожей роли. И логичнее всего эту роль примерить HR-директору (HRD) или HR-бизнес-партнеру (HRBP).
Чтобы стать как Венди Роудс, не обязательно иметь психологическое образование — можно прокачать навыки коуча. Совместив их с компетенциями в HR, большим опытом общения с людьми, развитой эмпатией и эмоциональной стабильностью, можно превратиться из хорошего HRD в незаменимого.
Коуч и ментор — в чем разница?
В 10-е годы репутация коучинга сильно пострадала из-за деятельности инфоцыган и прочих лже-специалистов, называющих себя коучами, но не имеющих реального представления об этой роли. В сознании многих людей коуч встал в один ряд с мошенниками. Однако сейчас отношение меняется, особенно в бизнес-среде. Руководители компаний пользуются услугами коучей и получают нужные результаты. Более того, коучинг становится направлением для дальнейшего развития топ-менеджеров.
Есть разные определения коучинга. Мне нравится, как объясняют в Бизнес-школе СКОЛКОВО: «Коучинг — это партнерство, направленное на развитие способностей и повышение эффективности менеджера и команды через определение видения конечного результата и целей, повышение мотивации для их достижения, выявление необходимых ресурсов и составление плана реализации, а также мониторинг процесса и модификацию планов на основе обратной связи».
Результатом коучинга может стать измеримый бизнес-показатель, развитие недостаточно проявленных компетенций или улучшение качества жизни.
Важно понимать, что коуч — это не ментор. Не все понимают разницу. Да, оба подхода направлены на помощь в достижении профессиональных или личных целей. Но они отличаются своими методами и фокусом. Коучинг направлен на развитие самостоятельности и поиск внутренних ресурсов человека, в то время как менторинг предполагает передачу опыта и знаний. Разницу можно продемонстрировать на практике:
-
В большинстве случаев коуч — это специалист, задающий вопросы. Его роль — помочь человеку самостоятельно найти решения. Коуч не дает готовых ответов, а скорее направляет к самоанализу и развитию.
-
Ментор обладает большим опытом и знаниями в конкретной области. Он дает советы и рекомендации. Он может использовать свои связи, чтобы помочь клиенту достичь цели (например, реализовать проект).
Коучинг чаще подразумевает краткосрочное взаимодействие, в то время как менторинг может длиться несколько месяцев или даже лет.
HRD как коуч
HR-лидер может выступать в роли коуча как для генерального директора, так и для всей команды.
40% топ-менеджеров России называют дефицит кадров главным препятствием для развития бизнеса в стране. Сложности с поиском и наймом хороших специалистов изменили роль HR — сегодня это стратегическая функция, а не обслуживающая, как было раньше. И HR-лидер — больше партнер CEO в развитии бизнеса и формировании стратегии, чем подчиненный. И такое изменение иерархии способствует тому, чтобы HRD взял на себя роль коуча для CEO.
Даже опытные и успешные руководители сталкиваются с ситуациями, когда им нужна поддержка и помощь в решении проблем. Коуч может помочь CEO разобраться в причинах конфликта и найти пути его преодоления, понять свои сильные и слабые стороны и определить зоны для развития и даже найти баланс между работой и личной жизнью.
Бывают и нестандартные ситуации. Например, при смене генерального директора. Новому руководителю нужна поддержка в процессе адаптации к новой позиции и в поиске взаимопонимания с подчиненными. Либо в период трансформации бизнеса (при слиянии, изменении бизнес-модели или оргструктуры, выходе на новый рынок).
В качестве коуча HR-директор может быть полезен не только для CEO, но и для других топ-менеджеров компании и всей команды. Например, он может помочь развить навыки совместной работы и разрешения конфликтов, реализовать свой потенциал, вовремя распознать выгорание и найти способы с ним справиться, быстрее достигнуть профессиональных целей.
HRD как ментор
HRD может стать ментором для своих подчиненных или коллег из других компаний. Например, если специалист столкнулся со сложной задачей в области управления персоналом, он может привлечь в качестве ментора более опытного HRD, который уже справлялся с аналогичными проблемами.
Желательно, чтобы он имел опыт решения таких задач в компаниях с бОльшим масштабом и оборотами. Существует негласное правило: результаты работы ментора должны превосходить те, к которым стремится менти (его клиент). Например, если менти хочет зарабатывать 1 млн рублей в месяц, у ментора должен быть заработок хотя бы в 2 раза больше.
Поэтому HR-директор крупной компании может стать ментором для коллег из компаний аналогичного или меньшего масштаба. Например, он может помочь в перестройке системы найма персонала, трансформации корпоративной культуры для достижения определенных бизнес-целей, автоматизации HR-процессов и внедрении цифровых инструментов для работы с сотрудниками.
Как стать коучем и ментором
Для успешного коуча важны три составляющие:
-
Он должен быть профессионалом в своей сфере и иметь опыт решения актуальных для современного HR задач.
-
У него должны быть коучинговые компетенции и понимание, как работает этот специалист — а этому, как правило, нужно дополнительно учиться.
-
Теорию важно сразу подкреплять практикой, преодолевая синдром самозванца.
Обучение включает не только прохождение теоретических курсов, но и работу с опытными коучами. Общаясь с ними в качестве клиента, можно понять разные стили и подходы, определиться со своей идентичностью. А также — лучше понять, как организованы сессии, что может нравится или не нравится клиентам.
Менторинг, в свою очередь, строится на личном опыте и знаниях. Поэтому для HRD, желающего стать ментором, важно иметь богатый профессиональный опыт, который он может передать другим. Чтобы стать ментором, необходимо провести оценку своих компетенций. Во-первых, оценить свои ресурсы: есть ли достаточное количество времени и сил на такую деятельность. Во-вторых, понять, действительно ли опыт и знания могут быть полезны для других.
Ключевым фактором успеха является репутация эксперта в своей области (в частности, реализованные проекты). Поэтому будущему ментору важно работать над личным брендом — выступать на профильных мероприятиях с рассказами о своих кейсах, публиковать экспертные статьи в СМИ, вести блог. А еще — важно участвовать в профессиональных сообществах. Чем шире сеть контактов эксперта, тем больше вероятность, что люди обратятся именно к нему за советом.
Коучинг и менторинг — это одно из направлений развития карьеры в HR для HR-лидеров, ответ на вопрос «А что дальше?». А также реакция на современный запрос на новую роль HR — не как исполнителя, а как соратника бизнес-лидера, определяющего будущее компании.
Поделиться