Как тренеру "раскачать" тяжелую группу?

В этой статье речь пойдет о "тяжелых" участниках тренингах, правилах групповой динамики и конкретных примерах того, что нужно сделать с группой, для того чтобы стать для нее "своим".

Как «раскачать» тяжелую группу бизнес тренеру или 9 золотых правил групповой динамики.

Основано на реальных событиях. 

 

Привет! Меня зовут Дмитрий Данилюк.

Я бизнес тренер (ddanilyuk.com)

Сегодня моя история для Вас.

Далеко не секрет, что для каждого бизнес тренера, вне зависимости от специализации, а зачастую и опыта, одной из главных трудностей является “раскачка группы» и единение с ней.

Нам всем хорошо известно, насколько грамотная настройка на “свою волну” участников тренинга, может быть решающим фактором в его проведении. И, разумеется, в его результативности. И удовлетворенности заказчика процессом и результатом. И (да что уж греха таить) самого тренера. Ведь наш результат и кайф от сделанного – это результат твоей группы и ее дальнейшие успехи. Если это не так – срочно меняй профессию. Честно.

Поэтому именно умение «считывать» группу, чувствовать ее настроение, проблемы, вовремя “вскрывать” при необходимости и в дальнейшем вести их за собой – одна из главнейших компетенций тренера.

Однажды я слушал интервью известного голливудского режиссера, который сказал, что главным отличием «звездного» актера от среднего – это количество амплуа, которое он сможет воспроизвести. Как – это уже второй вопрос. Так вот – у тренеров – то же самое.

Мой стаж проведения тренингов около 12 лет (подробнее здесь ddanilyuk.com) и за это время я повидал многое. Одно меня не перестает удивлять – то, что нет ни одной похожей группы, как нет двух одинаковых снежинок. Каждая группа учит тебя чему-то, равно как и ты ее. И это поистине прекрасно и удивительно!

Последние несколько лет мне все реже и реже «везет» на «тяжелых» участников. Это неудивительно. Все мы живем по закону Подобия, который говорит о том, что мы притягиваем то, чем являемся сами. И чем выше твой уровень сознания и компетенции – тем выше уровень твоих групп. Поэтому каждый раз, завидя потенциально негативно настроенную группу или участника, я радостно (в душе) потираю руки с мыслью: «Ух Ты! Будет интересно!»

Не так давно в одной большой жесткой и строго иерархичной компании, я проводил тренинг для руководителей и столкнулся с очень любопытным явлением…

… так вот, эта группа имела несколько, уже заранее настораживающих, характеристик:

- локация тренинга – далеко на периферии

- состояла только из мужчин

- суровые производственники

- возраст от 40 и выше

- их реакция на происходящее первые 5 минут тренинга

Поясню по поводу реакции. В больших компаниях есть одно правило, которое мне очень нравится. Перед тренингом принято приглашать представителя HR, который расскажет почему люди здесь оказались, за какие заслуги, поднимет значимость обучения и т д. В этот день была абсолютно шикарная и профессиональная девушка, которая говорила, что называется «сердцем», что бывает нечасто. Пока я слушал ее речь, мне искренне захотелось обнять ее, так здорово она говорила. Но все ее малейшие попытки получить обратную связь от участников, наталкивались на стену холодного безразличия, непонимания и лица каменных идолов с острова Пасхи. В конец обескураженная таким холодным приемом, под мои единственные жиденькие аплодисменты, она удалилась, беспомощно взглянув на меня на прощанье.

«Так-так, - подумал я, - это будет интересно». Ведь если они так относятся с недоверием и пренебрежением к «своим» авторитетам, которые ими управляют и их обучают, то как же будет это происходить со мной?! Тренером, которого они видят впервые? Тем более вы хорошо знаете, какое первое желание возникает у мужской группы, при виде мужчины тренера. Им нужно срочно меряться.

И я не ошибся. Несколько моих стандартных разогревающих попыток со свистом провалились в тартарары и тогда я решил попробовать все годами накопленные инструменты. Их я и предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги. Уверен – вам они принесут неоценимую пользу!

Что нужно делать, чтобы раскачать тяжелую группу? Главное - начать работать экспромтом и, ВОЗМОЖНО, начать делать то, что ВООБЩЕ не было запланировано в вашем сценарии на этот день. «Так что же делать-то?» – спросите вы. А вот что:

  1. Начать с «физики» - любых физических упражнений, предполагающих сдвиг с ума в пользу тела. Движение убирает чепуху из головы и делает людей – людьми. На тренинге и в жизни. Имейте пару про запас.
  2. Нужно мощно включить юмор с учетом ценностей группы. Помните – смех расслабляет.
  3. Для более продвинутых юзеров – используйте себя как цель для насмешек и юмора. Занижая сознательно свою значимость перед группой, вы делаете их великодушными, а значит благосклонными к вам. Помните Шекспира: «Обличье глупого – вот мудрость мудреца»
  4. Используйте в самом начале открытие, которое на моем всеми любимом тренинге «Оратор на миллион», (ddanilyuk.com) называется «личный пример». Вы становитесь не «супер-пупер тренером, который сейчас все расскажет, как надо делать», а просто человеком, таким же как они. А просто человека не хочется саботировать – хочется сблизиться и послушать. Кстати, для примеров не обязательно брать истории с happy end. Скорее наоборот.
  5. «Продайте» идею тренинга с первых же строк не заумными словами, которые вы учили всю ночь, а с помощью реальных живых историй из бизнеса, жизни, истории цивилизации – неважно. ГЛАВНОЕ здесь – попади в ценности аудитории, как минимум гендерные. Мужчины любят все о спорте, авто, войнах. Девушки – пишите в комментах, какие истории Вас увлекут J
  6. Больше взаимодействия с группой! Не превращайте первые 10 минут тренинга в монолог – ухудшите ситуацию 10-кратно! Выдергивайте их, называйте по именам, апеллируйте к их мнению. Неважно. Главное – чтобы говорили они. Вам нужно создать динамику!
  7. Дайте им с ходу сразу какой-то конкретный кейс. Прям с середины тренинга. Можно с минимумом теории. Можно без. Главное – погрузить их полностью в ситуацию, чтобы они забыли где они и кто и с жаром принялись за решение задачи. Для продвинутых дам абсолютно беспроигрышную технику – создайте конфликт. Мощный, вкусный, конструктивный. Это будет абсолютная ПОБЕДА!
  8. Для совсем критичных случаев используйте «ВСКРЫТИЕ» или в как говорят в тренерском простонародии «Че надо?» Будьте искренни и скажите, что видите их не включенность и хотите об этом поговорить и раскручивайте спираль конструктивного диалога. Я осмелился так делать где-то на 8 году своей практики, но вам не нужно ждать так долго. Главное – соблюдайте правила безопасности Курта Левина
  9. Самое главное – НЕ НЕРВНИЧАЙТЕ что все идет не по плану. Уберите контроль и плывите по течению. Я сломал много своих копий, пытаясь быть тем, кем я не являюсь или тем, кем (якобы) должен быть. Не повторяйте моих ошибок. Учитесь на них. Просто делайте свое дело, не обращая внимания на детали и ваша группа подтянется!

Всем, кому было интересно читать, и кто хоть раз был в подобной ситуации - ставьте лайк (а может даже репост?!) и делитесь в комментах как вы выходили из ситуации.

P.S. Кому стало интересно, чем же закончилась история с этой группой и в какой последовательности я что применял – пишите в комментариях – все расскажу

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться