Как сплотить сотрудников, которые ненавидят друг друга?

Неприязнь между сотрудниками - это сигнал к действию для руководителя. Если благоприятного микроклимата в коллективе так и не сложилось - необходимо выяснить причины возникновения конфликтов и найти пути их решения.

Неприязнь между  сотрудниками - это   сигнал отсутствия в коллективе благоприятного микроклимата  и духа общих интересов. И это сигнал прежде всего для руководителя.

Согласно исследованиям специалистов, в основе неприязни между сотрудниками лежит  один из четырех мотивов: чувство зависти, страха, подозрения или обиды. С  их проявлением в коллективе принято бороться установками в ключе призыва: «все проблемы и разногласия  оставляйте  вне работы, рабочий процесс  нас  должен только объединять и вдохновлять общими интересами, целями  и задачами».

Но что делать, если благоприятного микроклимата в коллективе так не сложилось?  - Для эффективного решения этой  задачи  необходимо выявить основные причины возможного возникновения неприязни в коллективе.

конфликт в коллективе, ненависть сотрудников, причины возникновения конфликтов

HR-специалисты выделяют четыре причины возникновения конфликтов:

1.     Отсутствие у сотрудников  необходимой или  достоверной  информации,  в результате чего - недостающую им информацию они додумывают сами, «накручивая себя» сплетнями и домыслами. Эта ситуация возникает чаще всего и там, где правит элемент коррупции и злоупотреблений или отсутствует прозрачная система  назначений, поощрений, начислений оплаты труда. Данная ситуация разрешима экспертными методами  мониторинга и оптимизации кадровой политики с привлечением квалифицированных HR-специалистов или ритмологов.

2.     Фактическое отсутствие контроля, некомпетентное руководство коллективом, при котором  становится возможным размытие зон ответственности, отсутствие дисциплины и  формирование деструктивных негласных правил и кодексов взаимоотношений, за которыми стоят проявившиеся неформальные лидеры коллектива,   манипулирующие своими коллегами и нередко конфликтующие между собой, реализуя в коллективе вместо общих целей - свои личные амбиции и  частные интересы. Следствием всего  этого является  раскол, распад и полное  расслоение коллектива.   

3.     Деструктивная внутренняя политика  руководства, основанная на внедрении внутренней конкуренции в коллективе. Эффективным руководителям следует осознать, что законы  конкуренции оказывают благотворное  влияние на развитие рынка,  но - не на развитие коллектива. Да, плюсы  руководства методом «кнута и пряника» - вроде бы очевидны:  лучшие - получают бонусы, премии, разряды, а худшие – штрафы и  нарекания. Люди   работают на пределе, чтобы превзойти коллег и выдать результат лучше, нежели у соседа.  Но именно этот подход  поощряет отсутствие доверия, взаимовыручки; процветание лицемерия, наушничества, «подстав» и скрытого саботажа. Конкуренция внутри коллектива напрочь убивает командный дух. Не говоря уже о том, что решение сотрудниками  сложных задач, требующих помощи  коллег, становится  практически невозможным.

4.     Отсутствие действенных программ по формированию и развитию корпоративной культуры и микроклимата в коллективе, либо – их чисто формальное наличие (только на стадии бумаги или уровне ритуалов).

Под чертой – закономерности:  Предприятие либо развивается - либо регрессирует.   В основе роста его производительности – мотивация его сотрудников.  Мотивация сотрудников зависит от благоприятного микроклимата и деятельности непосредственного руководителя.

   Когда все причины названы и осмыслены - их  проще ликвидировать, либо  в них же найти ключи к решению. 

Возможные пути и альтернативы - очевидны:

1.      Создать действенную корпоративную культуру с нуля  - дело не одного месяца,  но - если дело касается лишь отдела, то достаточно его руководителю пройти качественное бизнес-обучение (скажем, квалифицированный управленческий интенсив),  и он будет иметь все необходимые компетенции для решения задачи;

2.     Оздоровить микроклимат коллектива – дело не одной недели, но - нередко для этого   вполне достаточно   провести среди сотрудников качественный тренинг по мотивации или тимбилдингу (командообразованию).

      Сегодня на рынке консалтинговых услуг эти задачи успешно решаемы целым рядом квалифицированных специалистов: бизнес-тренеров, ритмологов и коучей.

Так что делайте выводы, господа, и выбирайте. Все - в ваших руках.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя Valeratal

Ритмологи это кто такие? Студенты психфака занятые подработкой на подтанцовке? :)

Аватар пользователя Igor Nikolaev

Это одно из направлений в консалтинге - "ритмоконсалтинг".

Аватар пользователя катя степанченко

У нас на работе почти полностью женский коллектив и это ужасно. В лицо улыбаются, а за спиной грязью поливают. Ну гнездо змеиное, сами понимаете, что нет ничего хуже женского коллектива) Ладно, одно дело сплетни, но когда начинают по работе подставлять или вину перекладывать, то это вообще. У нас начальство как только не изгалялось, чтобы конфликты разрешить: и корпоративные мероприятия, и участия в различных конкурсах, и выездной отдых на горнолыжную базу- затишье на пару дней, а потом опять все по новой. Выход оказался очень простым: самых склочных перевели в другой отдел. А вообще просто надо было мужчин добавить)