Неприязнь между сотрудниками - это сигнал отсутствия в коллективе благоприятного микроклимата и духа общих интересов. И это сигнал прежде всего для руководителя.
Согласно исследованиям специалистов, в основе неприязни между сотрудниками лежит один из четырех мотивов: чувство зависти, страха, подозрения или обиды. С их проявлением в коллективе принято бороться установками в ключе призыва: «все проблемы и разногласия оставляйте вне работы, рабочий процесс нас должен только объединять и вдохновлять общими интересами, целями и задачами».
Но что делать, если благоприятного микроклимата в коллективе так не сложилось? - Для эффективного решения этой задачи необходимо выявить основные причины возможного возникновения неприязни в коллективе.
HR-специалисты выделяют четыре причины возникновения конфликтов:
1. Отсутствие у сотрудников необходимой или достоверной информации, в результате чего - недостающую им информацию они додумывают сами, «накручивая себя» сплетнями и домыслами. Эта ситуация возникает чаще всего и там, где правит элемент коррупции и злоупотреблений или отсутствует прозрачная система назначений, поощрений, начислений оплаты труда. Данная ситуация разрешима экспертными методами мониторинга и оптимизации кадровой политики с привлечением квалифицированных HR-специалистов или ритмологов.
2. Фактическое отсутствие контроля, некомпетентное руководство коллективом, при котором становится возможным размытие зон ответственности, отсутствие дисциплины и формирование деструктивных негласных правил и кодексов взаимоотношений, за которыми стоят проявившиеся неформальные лидеры коллектива, манипулирующие своими коллегами и нередко конфликтующие между собой, реализуя в коллективе вместо общих целей - свои личные амбиции и частные интересы. Следствием всего этого является раскол, распад и полное расслоение коллектива.
3. Деструктивная внутренняя политика руководства, основанная на внедрении внутренней конкуренции в коллективе. Эффективным руководителям следует осознать, что законы конкуренции оказывают благотворное влияние на развитие рынка, но - не на развитие коллектива. Да, плюсы руководства методом «кнута и пряника» - вроде бы очевидны: лучшие - получают бонусы, премии, разряды, а худшие – штрафы и нарекания. Люди работают на пределе, чтобы превзойти коллег и выдать результат лучше, нежели у соседа. Но именно этот подход поощряет отсутствие доверия, взаимовыручки; процветание лицемерия, наушничества, «подстав» и скрытого саботажа. Конкуренция внутри коллектива напрочь убивает командный дух. Не говоря уже о том, что решение сотрудниками сложных задач, требующих помощи коллег, становится практически невозможным.
4. Отсутствие действенных программ по формированию и развитию корпоративной культуры и микроклимата в коллективе, либо – их чисто формальное наличие (только на стадии бумаги или уровне ритуалов).
Под чертой – закономерности: Предприятие либо развивается - либо регрессирует. В основе роста его производительности – мотивация его сотрудников. Мотивация сотрудников зависит от благоприятного микроклимата и деятельности непосредственного руководителя.
Когда все причины названы и осмыслены - их проще ликвидировать, либо в них же найти ключи к решению.
Возможные пути и альтернативы - очевидны:
1. Создать действенную корпоративную культуру с нуля - дело не одного месяца, но - если дело касается лишь отдела, то достаточно его руководителю пройти качественное бизнес-обучение (скажем, квалифицированный управленческий интенсив), и он будет иметь все необходимые компетенции для решения задачи;
2. Оздоровить микроклимат коллектива – дело не одной недели, но - нередко для этого вполне достаточно провести среди сотрудников качественный тренинг по мотивации или тимбилдингу (командообразованию).
Сегодня на рынке консалтинговых услуг эти задачи успешно решаемы целым рядом квалифицированных специалистов: бизнес-тренеров, ритмологов и коучей.
Так что делайте выводы, господа, и выбирайте. Все - в ваших руках.
Поделиться
Ритмологи это кто такие? Студенты психфака занятые подработкой на подтанцовке? :)
Это одно из направлений в консалтинге - "ритмоконсалтинг".
У нас на работе почти полностью женский коллектив и это ужасно. В лицо улыбаются, а за спиной грязью поливают. Ну гнездо змеиное, сами понимаете, что нет ничего хуже женского коллектива) Ладно, одно дело сплетни, но когда начинают по работе подставлять или вину перекладывать, то это вообще. У нас начальство как только не изгалялось, чтобы конфликты разрешить: и корпоративные мероприятия, и участия в различных конкурсах, и выездной отдых на горнолыжную базу- затишье на пару дней, а потом опять все по новой. Выход оказался очень простым: самых склочных перевели в другой отдел. А вообще просто надо было мужчин добавить)