Как роботы ищут и нанимают людей в «Самокате»?

Современные HR-роботы уже сегодня выполняют рутинные задачи в области управления персоналом. Ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс» Ольга Токарева рассказывает, как эти технологии используются.

«Самокат» был создан в 2018 году бывшими топ-менеджерами «Магнита» Вячеславом Бочаровым и Родионом Шишковым. В настоящее время сервис работает на базе предприятия ООО «Умный ритейл», зарегистрированного в Санкт-Петербурге. В 2020 году контрольный пакет акций в проекте был приобретен Сбербанком и Mail.ru Group. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», в 2022 году в ООО «Умный ритейл» (юрлицо «Самоката») выручка составила 82,5 млрд рублей (рост на 99,4% к предыдущему году).

Недавно в компании подвели очередные итоги: выяснилось, что сервис присутствует в 103 российских городах, а в его ассортименте насчитывается более 2 тыс. позиций. Также в работу включились новые направления: в 18 городах появились супермаркеты и даже доставка косметики (пока только в Москве). Среднее время доставки продуктов составляет 15 минут, а логистика устроена следующим образом: поставщик привозит товар в распределительный центр, оттуда «Самокат» доставляет ее в хабы и дарксторы, после чего курьер привозит товар уже на «последнюю милю».

HR-направление

Рынок услуг по подбору персонала в России стремительно сжимается: в 2008 году в стране насчитывалось 2,5 тыс. специализированных компаний, а к 2015 году их осталось около 1,2 тыс. По состоянию на 2022 год и вовсе речь шла о 650 кадровых агентствах. В этой связи отечественный бизнес усиливает собственные подразделения, увеличивая объем инвестиций в развитие технологий в HR, исключением не стал «Самокат».

Рекрутинг сервиса начинается с расчета количества исполнителей на доставку. По их собственным данным, прирост вакансий в течение года колоссальный: если в августе 2023 года это было 25 тыс. человек, то в декабре текущего года он составлял 45 тыс. (в 1,7 раз). Как при таком росте вакансий достичь результата и сохранить эффективность?

Вариант №1 увеличить команду в 2,5 раза

  • Долгая реализация,

  • Рост ФОТ и затрат,

  • Снижение управляемости.

Вариант №2 внедрить технологии

  • Быстрое внедрение,

  • Прогнозируемые расходы,

  • Управление по алгоритмам.

«Самокат» решил пойти по второму пути и усилить команду рекрутинга голосовым роботом. В его задачи входит: реакция на отклик в течение двух минут, дозвон до каждого кандидата, проведение первичного опроса, отработка возражений (сомнений, вопросов). Финальным этапом работы является оформление релевантных кандидатов.

Сервис провел долгие поиски, общаясь с провайдерами и коллегами, однако, так и не выбрав готового решения на рынке. В итоге «Самокат» самостоятельно разрабатывал и учил голосового помощника. Он отвечает следующим критериям:

  • Легкая интеграция с CRM системой,

  • Прозрачная система оплаты,

  • Легкая и самостоятельная настройка диалогов,

  • Настройка диалогов без программирования,

  • Реалистичный голос,

  • Возможность перебивать (гибкость диалога),

  • Гибкие сценарии диалогов с переменными.

Результаты

Схема робота в итоге выглядела следующим образом: функционал HR-бота реализовывался через опции «Отклика» и «Холодных звонков». На уровне CRM первый вариант представлял собой загрузку с лендинга, работных сайтов и гугл-таблиц, второй вариант — загрузку по фильтру подходящих кандидатов с работных сайтов. Во всех вариантах предусматривался последующий звонок кандидату в течение двух минут.

В итоге, как поделились результатами в компании, на «Отклике» доля дозвонов увеличилась с 62,5 до 74,5%, а конверсия в оформленных — с 18,7 до 23%. Более того, при запуске робота в «Самокате» стали принимать ежедневно на 205 человек больше. «Холодные звонки» показали не меньшую эффективность: конверсия в оформленных выросла с 4,8 до 7,5%, звонки в час — с 50 до 14,4 тыс.

Однако, пока футурологи предсказывают, что в ближайшем будущем роботы и технологии полностью заменят HR-специалистов, участники рынка не торопятся делать поспешных выводов. Согласно данным исследования HeadHunter, по мере того как умные устройства берут на себя часть рутинных обязанностей, 77% руководителей планируют направлять живых сотрудников на решение более нестандартных задач. Этот вывод не лишен логики: ведь машины более эффективны в выполнении базовых процессов, в то время как в стратегических задачах превосходство остается за человеком.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий