1. Сохраняйте спокойствие. Первое и самое важное правило — не уходите в обиду или агрессию. Помните, что реакция на негативные слова лишь усугубит ситуацию. Старайтесь сохранить спокойствие и контроль над собой.
Порой состояние, в котором мы находимся, создает фильтр восприятия таким образом, что даже безобидный вопрос звучит как очень каверзный.
Поэтому перед тем, как ответить человеку, который вас раздражает, буквально на три-пять секунд остановитесь и подумайте: « А может это вовсе не ужасный вопрос, а коллега действительно интересуется этой темой? Может мне кажется, что он хочет меня задеть?».
И тут используйте метод переключения внимания собеседника на его же проблему. Например, вас спрашивают: «Ну что, ты в декрет-то вообще собираешься? Два года, как замуж вышла». В данном случае можно ответить так: «Да, действительно, выход в декрет — это важный вопрос. А ты как считаешь, что лучше: пожить вначале брака для себя или сразу заводить детей?». Это переключит внимание собеседника с вас на его собственные размышления, а вам остается просто согласиться с ним в конце его речи.
2. Выслушайте коллегу. Иногда люди могут высказывать неприятности из-за собственных проблем или недопонимания. Поддерживайте активное слушание, чтобы понять их точку зрения и причины их негативных высказываний.
Трезво оцените ситуацию и поддержите собеседника, задайте дополнительные вопросы — даже если он изначально настроен к нам критически.
3. Не вступайте в конфликт. Избегайте прямого противостояния или ответа на обидные слова тем же способом. Лучше всего попытаться перевести разговор в конструктивное русло.
4. Спросите, чем можно помочь. Предложите свою помощь в решении проблемы или выяснении недопонимания, которое могло стать причиной негативных высказываний. Это покажет ваше понимание и готовность к конструктивному диалогу.
5. Выражайте свои чувства, используя «я-сообщения». Если вам неприятно от того, что было сказано, выразите свои чувства без обвинений в адрес коллеги. Например, скажите: «Мне не комфортно, когда...» вместо «Ты всегда...».
6. Используйте юмор. Иногда легкость и юмор могут разрядить напряженную ситуацию. Однако будьте осторожны — чтобы ваша шутка не была воспринята как еще одно оскорбление. Как «ложка хороша к обеду», так и юмор должен быть уместен в контексте ситуации. Главное не «отвесить остроту», а разрядить обстановку. Хорошо в таких случаях включать самоиронию, демонстрируя ваше зрелое отношение к самому себе. Человек, который способен шутить над собой, смотрится в глазах собеседника более эрудированным и харизматичным.
7. Используйте техники из НЛП (нейролингвистическое программирование — это набор правил и техник, которые должны помогать в саморазвитии и межличностном общении):
-
Калибровка. Так называется умение наблюдать за собеседником, замечать его малейшие действия и распознавать скрытые за ними невербальные сигналы. Адепты НЛП уверены, что так можно понять, о чем думает человек, например, по позе тела, напряжению лицевых мышц, расширению и сужению зрачков, положению рук.
Эта техника должна помогать в переговорах: заметив, как собеседник реагирует на ваши слова и действия — их можно быстро корректировать.
-
Подстройка. Это техника копирования поведения собеседника, которая призвана помочь синхронизироваться с ним и достичь «раппорта» — практически гипнотического состояния, в котором один человек точно понимает другого и подчиняется ему. Подстройка может быть телесной, когда нужно копировать позу и положение тела, вплоть до удержания того же центра тяжести и напряжения тех же мышц. Есть также подстройка по голосу, по ритму дыхания, по словам, которые использует человек.
-
Отзеркаливание. Техника похожа на подстройку, но в этом случае нужно не точно копировать поведение, а повторять его определенные аспекты, например, жесты, выражения лица, темп речи или ее стиль — расслабленный или серьезный. Считается, что так тоже можно влиять на человека. К примеру, если говорить вещи, с которыми он заведомо не согласен, но делать это с нужной интонацией, подстраиваясь в темпе речи, то собеседник не будет отвергать вашу позицию.
-
Якорение. Сторонники НЛП уверяют, что эта техника строится на условных рефлексах. Человека можно запрограммировать на определенные эмоции с помощью якоря, например звука, запаха или прикосновения.
Работать это должно так: в момент, когда нужный человек очень ярко ощущает какую-то эмоцию, например, радость, нужно положить ему руку на плечо. И если вы будете часто повторять это действие, пока человек радуется, то со временем это начнет работать и в обратную сторону: вы кладете руку на плечо — и он ощущает радость.
Однако не стоит рассчитывать исключительно на техники НЛП, они не всегда эффективны. Если негативные высказывания от коллег становятся системными или принимают форму моббинга — не стесняйтесь обратиться к специалистам по коммуникациям. Они научат вас грамотно выстраивать свою коммуникацию, четко доносить свои мысли до оппонента и разрешать конфликты.
Поделиться