Как компенсировать стоимость билетов, если сотрудник опоздал на рейс?

В компаниях, использующих вахтовый метод, нередко происходит неприятная ситуация. Работодатель оплачивает поездку сотрудника от места сбора до места работы. Компания покупает билет, а человек не прибывает на этот рейс.

Трудовой кодекс РФ дает различные возможности для введения гибких и сменных графиков. Одним из таких форматов является работа вахтовым методом. Кстати, используется она не только в районах Крайнего Севера, куда сотрудники ехали за «длинным рублем», но и на объектах по всей стране. Правда, в комфортных природных условиях не будет и надбавок. Но одна из основных сложностей не в этом.

В компаниях, использующих вахтовый метод, нередко происходит неприятная ситуация. Работодатель оплачивает поездку сотрудника от места сбора до места работы. Компания покупает билет, а человек не прибывает на этот рейс. Причины могут быть разные – состояние здоровья, семейные обстоятельства, или просто безответственность. Организация меняет билет, тратя дополнительные средства. Отсюда логичный вопрос – можно ли их компенсировать с сотрудника, если это произошло по его вине?

Прежде всего, если обязанность работодателя по оплате проезда вахтового работника из пункта сбора до места работы и обратно предусмотрена трудовым договором, компания оплатила билеты, а сотрудник без уважительной причины опоздал на рейс, с него можно взыскать материальный ущерб. Об этом говорится в ст. 9 ТК РФ.

В частности, сотрудник обязан возместить причиненный прямой действительный ущерб. Под ним понимается уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для компании нести дополнительные затраты или выплаты на приобретение или восстановление имущества и т.д. Это правило четко фиксируется в ст. 238 ТК РФ. Доплаты за покупку новых билетов как раз можно отнести к излишним выплатам, а значит, они относятся к прямому действительному ущербу.

По общему правилу, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. А вот полная ответственность возлагается лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами, и это должно быть прописано в договоре.

Таким образом, если сотрудник опоздал / не приехал на рейс к месту работу или обратно, вы имеете возможность удержать только сумму ущерба, которая не превышает месячного заработка. Размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику, на основании ст. 138 ТК РФ.

Взыскать с виновного сумму ущерба, не превышающую средний месячный заработок можно по распоряжению компании. Учитывайте, что издать приказ нужно в течение месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба, в соответствии со ст. 248 Кодекса.

Прежде чем издать приказ о взыскании, зафиксируйте размер ущерба, издайте приказ о создании комиссии для проведения расследования, которая установит причины ущерба. Далее необходимо запросить от работника письменные объяснения, и составить акт, если он их не предоставит. Другими словами, этот алгоритм почти совпадает с процедурой применения дисциплинарных взысканий. По результатам расследования комиссия сделает итоговый вывод, и компания сможет принять решение о том, уважительна ли причина такого «проступка» и надо ли издавать приказ о взыскании.

Если вы пропустите месячный срок для взыскания ущерба, сумма ущерба превышает средний месячный заработок либо удержание ущерба в полной сумме не удастся произвести до увольнения сотрудника, реальный инструмент по сути лишь один – обращаться в суд. Хотя вы можете договориться о добровольном возмещении ущерба. Если сотрудник согласен, об этом нужно составить письменное соглашение и указать сроки возмещения ущерба. Работник и работодатель могут договориться о возмещении ущерба с рассрочкой платежа.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий