Здесь могут быть две группы причин. Первая связана с работодателем, вторая - с самим работником.
Если мы говорим о работодателе, то варианты отсутствия индексации или прибавки могут быть следующие:
- В средних и крупных компаниях строка фонда заработных плат в бюджете зачастую статична и плохо поддается изменениям.
Непосредственный руководитель не может в короткие сроки и без длительных согласований добиться пересмотра оклада подчиненного.
С этим связано то, что в некоторых учреждениях зарплата очень жестко зафиксирована и нередко ниже рынка.
У 30% запросов от работодателей, которые нам поступают, предложение по оплате труда ниже рынка. Это связано с тем, что менеджмент поставлен в рамки запланированного бюджета.
- Также может сказываться такое явление, как "синдром долго работающего сотрудника".
Когда какой-либо сотрудник долгое время работает в компании и при этом не высказывают недовольства зарплатой и не просит о повышении.
Рассматривая причины отсутствия повышения, которые лежат в зоне работника, выделим следующие:
- Рынок меняется и уровень заработных плат вслед за ним. Однако работник это не замечает или не решается подойти к руководству с разговором о повышении.
- Возможно, в карьере не происходит никаких изменений - ни горизонтальных, ни вертикальных. То есть работник не получает новые компетенции, не осваивает новые технологии, не берет на себя новые обязанности, большую ответственность.
Как и когда повышаются зарплаты?
В целом в практике управления персоналом принято, что, как минимум, один раз в год сотрудник должен занимать новую планку - делать что-то новое, брать дополнительную область работ, внедрять инновационные решения.
И, если на рынке не происходят какие-то аномальные ситуации, не случаются кризисы, то повышение зарплаты логично происходит ежегодно. В этом случае оно равняется размеру инфляции.
Однако за последние 3 года рост инфляции заметно сократился, что сказалось и на снижении скорости роста зарплат.
И, конечно, зарплата должна расти по мере роста количества задач, расширения зоны ответственности, от роста прибыли, которую сотрудник приносит работодателю.
Как же попросить прибавку?
- Для начала изучите рынок труда. Вам важно понять, какому уровню зарплаты соответствует ваш набор компетенций и должностных обязанностей.
- Обозначьте для себя, какие возможности для роста существуют - как в целом на рынке, так и внутри текущей компании. Поймите, сколько вы можете получать, если будете экспертом в своей специальности и если получите повышение в должности.
- Если вы есть возможность расти на текущем месте работы, то ее всегда важно использовать, т.к. переход в другую компанию всегда сопряжен с рисками.
- К разговору о повышении нужно заранее подготовиться. Убрать из своих аргументов шантаж. Оставить только спокойные доводы и объяснение ситуации.
- После нужно идти к работодателю.
- В разговоре важно обозначить, какие проекты вы завершили в компании, каких показателей добились, какую прибыль (если это применимо к вашей должности) принесли, какие усовершенствования внедрили.
- Также можете говорить о дополнительных обязанностях, которые вы начали выполнять. О дополнительных проектах, за которые вы отвечаете. О непрофильных задачах, которые на вас ложатся.
- Также имеет смысл приходить на разговор о повышении после завершения значимого в профессиональных кругах обучения, которое имеет отношение к вашей профессиональной деятельности в компании.
- В качестве аргумента за повышение может выступать среднерыночный уровень зарплаты по вашей специальности, если он сильно отличается от той суммы, которую вам платят.
- И стоит иметь в виду, что, возможно, решения придётся некоторое время подождать. Так как на согласование повышения может уйти время.
Поделиться