Как бизнес адаптировался к сформировавшимся условиям и чего ждет от 2023 года

В апреле текущего года, Coleman Group провёл исследование о реакции компаний на произошедшие события, а также выяснил, какие меры было решено предпринять для стабилизации ситуации.

После начала специальной военной операции бизнес в России столкнулся с огромным количеством вызовов, к которым можно отнести проблемы с логистикой, банковские и валютные риски в виде приостановки действия платёжных систем, нестабильность работы банков, изменения курсов валют и многие другие. В апреле текущего года, Coleman Group провёл исследование о реакции компаний на произошедшие события, а также выяснил, какие меры было решено предпринять для стабилизации ситуации.

Сейчас, спустя почти 7 месяцев, мы решили узнать, как бизнес адаптировался к сформировавшимся условиям и провели опрос среди HR-специалистов российских и международных компаний, в рамках которого были оценены трудности, возникшие после 24 февраля 2022 года.

Кроме того, исследование включило наиболее критичные профессиональные риски и меры, предпринимаемые руководством компаний в настоящий момент; оценку ситуации с дополнительными льготами для сотрудников в 2023 году; планы по расширению производства за счет собственной прибыли, ожидания и перспективы бизнеса по итогам 2023 года.

Трудности, с которыми столкнулись компании после событий 24 февраля

Самой большой сложностью практически для всех компаний (90%) стало нарушение логистических поставок. Половина респондентов столкнулась с нехваткой сырья на российском рынке, треть опрошенных испытывают трудности с ограничением доступа к международным IT-платформам, которыми они пользовались ранее и увольнением высококвалифицированных специалистов по собственному желанию, тогда как чуть больше четверти организаций (29%) вынуждены констатировать сокращение спроса на производимые товары и услуги, а также проблемы в поиске новых партнеров и клиентов для сбыта. Четверть компаний пришли к необходимости сокращения персонала и поиску новых источников сырья у зарубежных партнеров.

К слову, странами, с которыми с которыми удалось наладить поставку сырья стали Китай (44% респондентов закупают необходимые компоненты для производства именно там), Турция (19%), Индия и Иран, по 6% соответственно.

Примечательно, что 13% компаний удалось наладить поставки с партнерами внутри страны, а 6% все еще не смогли найти подходящих экспортеров.

По результатам опроса, к источникам сырья, которого не хватает в данный момент были отнесены: красители, IT-оборудование, комплектующие для изготовления приборов учёта электрической энергии, лаки, краска, бумага, полиамиды, полипропилены, химия, стекловолокно, упаковка и другое.

Часть компаний посетовали на то, что сырье есть, но сильно отличается по качеству.

Наиболее критичные профессиональные риски, с которыми столкнулись компании

Чуть больше трети респондентов (37%) испытывают риски, связанные с юридическими сложностями во взаимодействии с экспатами: поездки, подписание документов, проблемы с электронными цифровыми подписями, тогда как еще треть организаций признаётся с трудностями в организации командировок, а четверть компаний испытывает настороженность из-за роста зарплатных ожиданий кандидатов и конфликтов среди сотрудников, имеющих разные точки зрения на происходящие события, 16% сталкивается с падением уровня квалификации соискателей, 13% наблюдают нехватку IT-специалистов.

Еще четверть компаний выбрали свои варианты рисков: повышение стресса на работе; увеличение выплат по больничным листам; люди «пропадали», уклоняясь от возможной мобилизации; непредсказуемая реакция головного офиса на события; снижение уровня ментального благополучия; нехватка свободного персонала на рынке; увеличение нагрузки на сотрудников в связи с отсутствием IT-инфраструктуры (то, что раньше было автоматизировано, теперь приходится делать в Excel); частичная мобилизация, нехватка трудовых ресурсов любой квалификации; отток мужского населения.

Сложности относительно подбора персонала в компаниях

Чуть больше четверти компаний (26%) полностью приостановили найм сотрудников для всех отделов, 21% опрошенных организаций находится в поисках специалистов сферы продаж, 18% нуждается в привлечении промышленного персонала, (в разрезе аналитики исключительно промышленных компаний этот показатель составляет 26%), 11% респондентов признаются в нехватке IT-специалистов, тогда как 5% ведут подбор на позиции логистов и административные вакансии.

Меры, предпринимаемые организациями в настоящий момент

Почти половина компаний (45%) решили не организовывать корпоративных мероприятий, 42% опрошенных приостанавливают поиск офисных и торговых сотрудников, чуть более трети респондентов (37%) прекращает найм руководителей, 29% организаций замораживают подбор производственного персонала и обучение сотрудников, четверть из числа прошедших опрос готова расстаться с экспатами и отказаться от индексации или повышения заработных плат, 21% перестанет пользоваться услугами аутсорсинга, а также готов объявить простой.

Стоит отметить, что более трети компаний, затрудняется назвать точные сроки по предпринимаемым мерам относительно остановки найма персонала, чуть больше четверти респондентов остановят внешний найм производственного персонала, а так же офисных и торговых сотрудников до конца 2022 года, еще 27% планируют отказаться от подбора промышленного персонала до конца 2023 года.

Более половины опрошенных (63%) не определились по срокам отказа от услуг аутсорсинга, тогда как четверть завершит сотрудничество с подрядчиками до конца 2022 года, а еще 13% лишь сократили часть услуг, но не отказались от взаимодействия полностью. 27% перестанет компенсировать обучение сотрудникам до конца 2022 года и еще столько столько же до конца будущего года.

Дополнительные льготы, которые компании планируют сохранить сотрудникам в 2023 году

Большинство компаний собираются сохранить компенсацию мобильной связи (79%), более половины респондентов (55%) продолжат оплачивать питание и обучение для сотрудников; 42% все так же будут предоставлять дополнительные дни к отпуску, треть организаций не станут отказываться от частичного покрытия расходов на спортивный клуб или бассейн.

Помощь государства

84% опрошенных компаний ответили, что не получают поддержку со стороны государства, в отличии от 16% респондентов, которым оказывается помощь в виде госзаказов, кредитов на льготных условиях, налоговых льгот, отсрочек по уплате налогов, консультаций, отсрочки сотрудников от мобилизации по определенным категориям профессий.

Планы компаний на расширение бизнеса за счет собственной прибыли

Почти половина компаний (47%) не планирует никаких изменений, 21% готовится к сокращению бизнеса, лишь 8% организаций готовы к росту. Стоит отметить, что среди промышленных компаний больше половины респондентов (64%) сохранят производство на прежнем уровне, 14 % затрудняются с ответом, тогда как 9% все же готовы к расширению объемов.

Планы компаний по открытию новых офисов

Большинство компаний не планирует открытие нового офиса в ближайшей перспективе, лишь 5% ответили, что не исключают такой возможности, тогда как 8% подтвердили готовность к открытию представительства в Армении, Узбекистане или Казахстане.

Ожидания компаний по объемам продаж в 2022 году в сравнении 2021

Около трети компаний (32%) считают, что продажи снизятся на 25-50%; почти четверть опрошенных (23%) настроены еще более пессимистично, предрекая падение более чем на 50%, еще 10% респондентов ожидают снижение объемов реализации товаров и услуг на уровне 10-15%, тогда как такое же количество организаций настроены на цифру менее чем 10%.

Однако среди пусть и небольшого числа опрошенных есть оптимистичные прогнозы. Так, 13% компаний ожидают 10-15% роста продаж, 6% заявили о результатах на уровне 25-50% и еще столько же организаций озвучили цифру менее чем 10%.

Перспективы компаний по итогам 2023 года

Согласно оценкам компаний относительно перспектив по уровню доходов на будущий год большинство (28%) прогнозируют снижение, четверть организаций закроет год без изменений, 19% планируют рост, 16% затруднились с ответом, 9% не смогли дать комментарий в связи с конфиденциальностью информации, тогда как 3% покидают российский рынок.

Относительно перспектив по операционной прибыли компаний — более трети (37%) ожидают ее снижения, чуть мене четверти (23%) затрудняются с ответом, 17% ожидают рост, 14% не видят предпосылок к изменениям, 6% сослались на конфиденциальность информации, а 3% уходят с рынка.

В ближайшие 6-8 месяцев 44% компаний собираются сохранить численность штата сотрудников, оставив ее без изменений, 28% сократят количество рабочих мест, 17% затрудняются с ответом, 8% заявляют о дополнительном найме и 3% покидают российский рынок.

Говоря о заработных платах, почти половина компаний (47%) планируют их индексацию в среднем на 4%, 21% откажется от индексации, 18% пребывают в состоянии неопределенности, 13% не располагают информацией по данному вопросу.

Что касается повышения заработных плат, то 42% опрошенных пересмотрят оклады, в среднем, на 7-8%, чуть больше четверти (26%) не планируют никаких изменений, 24% затрудняются с ответом, а у 8% респондентов нет данных.

Антикризисные решения, применяемые компаниями в данных условиях

Большинство компаний (40%) оптимизируют расходы на содержание офисов, треть респондентов переводят бизнес в режим экономии с сохранением эффективности и возможностью дальнейшего
оперативного восстановления, столько же опрошенных приостанавливают работу офиса, переключая компанию в спящий режим.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться