И дух соперничества нам сладок и приятен: почему нездоровая конкуренция в коллективе приводит к снижению эффективности и финансовым потерям

Конкуренция в рыночной экономике занимает центральное место, вынуждая компании работать над операционной эффективностью, стимулируя научно-технический прогресс, благотворно влияя на производительность и достижение  результатов.  Но применимы ли рыночные практики, когда речь идёт о взаимодействии сотрудников внутри компании?

Мечта любого руководителя бизнеса - чётко работающие отлаженные процессы, стрессоустойчивые работники, высоко лояльные к компании и действиям менеджмента, а также обеспечивающие достижение поставленных целей. В этом случае возникает вопрос, а что если применить рыночные практики к сотрудникам, стимулируя их работать на пределе своих возможностей? Можно ли получить в этом случае наилучший результат для компании?

Ответ - да. Но до определённого момента. Обычно разделяют два понятия: здоровая и нездоровая конкуренция в коллективе. Поговорим сначала о первой.

  1. «Кони, запряжённые в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, – не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом.» - Плутарх

Одной из задач руководителя является поддержание своей команды в тонусе, не допуская расслабленности, сонной размеренности и отсутствия фокуса внимания на выполняемых обязанностях. Для этого часто используется в качестве мотивация создание духа соперничества - внутри отдела, между подразделениями, между департаментами. Целью большинства участников команды в такой «системе мотивации» становится - быть лучше других, достигая результаты на благо общего дела.

В этом случае возникает стремление к развитию как у отдельного сотрудника, так и команды в целом. Хорошими признаками того, что работает именно здоровая конкуренция является: увлечённость, доброжелательные отношения друг к другу, азарт в достижении результата, при этом присутствуют такие понятия как взаимопомощь, взаимовыручка.

Такой подход к управлению даёт возможность выявить наиболее сильных кандидатов, поскольку, конкурируя, каждый проявляет свои личностные и организаторские способности, а это в свою очередь позволяет подобрать сильную команду.

Но это идеальная история, которая не ведёт к тому, что соперничество отражается на личных взаимоотношениях, появляются ссоры и обиды в коллективе, зависть и неприязнь к тем, кто более успешен, а также использованию «нечестных» методов борьбы.

  1. «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.» - Дэвид Сарнофф

Добавляя в мотивацию коллектива дух соревнования, иногда ситуация разворачивается не так благоприятно, как описано выше. Причин может быть несколько:

А) Появляется жёсткая конкуренция и скрытый саботаж. Конкурирующим коллегам становится не выгодно помогать друг другу, так как один из них окажется эффективнее и получит премию/должность/похвалу вместо других.  В этой ситуации становится нормой, когда создание проблем коллегам повышает шансы оказаться самому впереди, а значит, реализовать свои личные амбиции.

Например, для того, чтобы успешно пройти аудит по отчётности к дате Х, отделу МСФО требуется получить от отдела экономики актуальную финансовую модель за несколько недель до этого.  Директор по экономике саботирует процесс и вместо того, чтобы предоставить данные вовремя, отправляет их за 2 дня то предполагаемой даты окончания аудита. Сроки прохождения аудита нарушены. Но на этом «конкурирующий» Директор по экономике не останавливается и идёт дальше: в личной беседе с высшим руководством, на котором не присутствует Директор отдела отчётности МСФО, он поднимает вопрос о в целом плохой организованности процесса аудита в компании и говорит с уверенностью о том, что сам бы организовал его гораздо лучше. Ещё несколько подобных ловушек и происходит объединение отделов, а затем уходит из компании Директор отдела отчётности МСФО.

Б)  Существенно ухудшается климат в коллективе, возникает нервная обстановка и недоверие, а также культивируется ненависть и зависть между коллегами, которые периодически приводят к склокам и конфликтам.

Например, сталкивая лбами и провоцируя внутренние конфликты между руководителями, высший руководитель обеспечивает удержание управления в своих руках. С одной стороны, задача руководителя выполняется,  однако общая эффективность работы в этом случае падает, так как каждый работает не в команде, а защищает свои позиции и «не помогает» врагу. О координации процессов и совместном поиске наилучшего решения для достижения общего результата можно забыть.

В) Текучка кадров. При здоровой конкуренции предполагается, что есть некий естественный отбор, который работает по принципу «слабые члены команды покидают компанию». Однако в ситуации нездоровой конкуренции бегут люди, которые не выдерживают склочничества, скрытого саботажа, нездоровой атмосферы в коллективе. Выбытие талантливых и профессиональных людей из команды в следствие нездоровой конкуренции - это недостигнутая экономия на эффективных процессах, нереализованные сделки, упущенные клиенты и партнёры. В целом же текучка кадров приводит к увеличению затрат на рекрутмент, адаптацию персонала.

Каждый из примеров можно перевести на цифры, учитывая особенности компании, ситуации и реальные последствия, ибо любой выбор или действие приводит к определенным расходам, доходам и упущенной выгоде.

Послесловие

В условиях нездоровой конкуренции энергия и ресурсы коллектива тратятся на интриги, происходит замалчивание реальных проблем и отсутствует выработка эффективных совместных решений, личные амбиции ставятся выше общих целей. Задумываются ли руководители бизнеса о негативной стороне и потерях, которые они на самом деле несут, культивируя среди персонала «нечестные» способы борьбы? 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1