Обучать персонал можно по-разному. В одних компаниях этим занимаются наставники, в других созданы подробные тома инструкций. Есть здесь и кое-что общее – информация сваливается на голову сотрудникам со всей мощью. Чат-боты действуют несколько иначе. Они планомерно выдают порции рабочих гайдов прямо в WhatsApp. Каждый день или свободный час роботы пишут новичкам, проводя их по всем этапам обучения. Разбираемся, как это работает.
Как устроена технология
Главный – по-прежнему сам эйчар. Именно ему предстоит разработать обучающую программу, ну, а попробовать можно на готовых решениях. Сперва определяется сам замысел – будет ли обучение знакомством с корпоративной культурой, с ценностями и целями компании, или оно связано оно с должностными инструкциями и непосредственно работой. После того, как сценарий готов, он автоматически отправляется базе контактов в заданные даты – остальной «диалог» ведут боты.
Они пишут в любое время, когда сотрудник готов пообщаться и может отвлечься от задач. Если такой вариант не совсем подходит, чат-боты подстраиваются к указанному времени. И, допустим, общаются с новичком каждый день до 11:00. Роль эйчара не заканчивается работой над сценарием, т.к. нужно еще отслеживать результаты обучения. Для таких целей есть детальная аналитика. У каждой системы обучения она своя.
Отличие чат-ботов от других систем обучения
Чтобы понять основные проблемы и неэффективность обучения, поставьте себя на место новичка. Вас знакомят с десятком новых лиц, за полчаса рассказывают об устройстве работы и скидывают презентации о компании. Голова, в общем, кипит от количества информации. Такие методы исключают диалог, когда вопрос возник вот прямо сейчас, а отдел кадров занят до завтра, наставник на встрече, и в презентации много непонятных слов. Здесь же встает вопрос о мотивации сотрудника, когда он чувствует себя немного брошенным.
Что делают чат-боты во время обучения? Автоматический диалог с новичком можно и нужно выстраивать так, чтобы превзойти все его запросы, дать высказаться и предугадать вопросы. После запуска проекта остается только наблюдать за прогрессом и собирать обратную связь.
К примеру, первые сообщения расскажут вкратце о компании и познакомят с отделом. Вторая партия обращений – запрос документов для приема. Следующим шагом – здоровый интерес, всего ли хватает на рабочем месте. И уже потом начинаем вводить сотрудника в особенности его должности. Не каждый эйчар свободен настолько, чтобы растянуть обучение на неделю, особенно с большой текучкой. Чат-боты же не спят, не едят и не устают. И ключевое их отличие от аналогов – интерактив с сотрудником.
Какие бывают сценарии
- Обучение корпоративной культуре
Сценарий подойдет большим компаниям, которые не в силах собрать всех в одной аудитории. Чат-бот рассылает любые файлы для знакомства с азами культуры, проводит небольшие интервью и вовлекает в жизнь компании через внерабочие моменты. Например, рассказывает, где состоится вечер пиццы, когда пройдет семинар.
- Обучение особенностям работы
Начнем обучение с создания почты и корпоративных аккаунтов. Перенесем сотрудника к окну его задач и покажем, как выглядит рабочий день коллеги. Здесь важным моментом станет знакомство с командой, задачами и ситуациями, где они будут пересекаться. Тут же органично встраиваются все рабочие документы – редполитика, правила переговоров или что еще. Все планомерно, день за днем.
- Обучение как игра
Компании, особо ориентированные на качество жизни сотрудников, любят их развлекать. Чтобы работа не казалась тяжелым трудом, они добавляют в обучение игровые элементы. Потом игру можно сделать повседневным событием – подключить геймификацию и переложить ее на плечи бота.
Фантазия на этом не ограничивается, и каждый волен изменять, дополнять или комбинировать любые сценарии.
Реальный диалог человека и робота
– Привет, новичок! Я – твой персональный помощник. Готов начать обучение?
– Да
– Поехали! Сегодня-завтра занеси вот эти документы в HR-отдел, заранее подписав. Принтер уже настроен.
– Сделал
– Отлично, давай знакомиться. Вот эти ребята – твои самые близкие коллеги. Сегодня тим-лид даст первое задание.
– Ок
– Ну, как прошли твои первые дни? Напиши мне о впечатлениях.
– Да все супер. Уже разобрался с первым заданием и со всеми познакомился. Мне бы еще новую мышку.
– Спасибо за ответы, я передам их в HR-отдел.
– Привет, высылаю презентацию о компании. Почитай и забегай сегодня после 18:00 в игровую зону. У нас бильярд.
Будущее технологии
Фантазия – главный двигатель прогресса. Талантливые эйчары и управленцы постоянно придумывают новый интерактив с персоналом, чтобы дни каждого были яркими. И обучение – лишь первый шаг к построению доверительных отношений. Обучая, вы показываете свою заинтересованность в настроении новичка.
Технология чат-ботов сегодня работает на базе прописанных сценариев, где нет места шагам влево-вправо. Но искусственный интеллект придет и в эту отрасль. А победят те компании, которые автоматизировали всю рутину и занимаются стратегическим HR.
Поделиться