5 стратегий для решения любого конфликта

Все конфликты такие разные, не правда ли? Тем не менее эксперты выделяют всего пять вариантов разрешения любого из них. Узнайте, какие могут быть стратегии разрешения противостояния и как выбирать нужную.

Стратегии поведения в конфликте

В конфликте сторонам важно оценить, каковы могут быть потери каждой стороны и как разрешение ситуации скажется на отношениях сторон. Иными словами, каждый решает, насколько важен для него предмет спора и насколько важны для него отношения с оппонентом. Исходя из этого принимается решение о стратегии поведения в текущем конфликте. Есть всего пять вариантов, из которых мы делаем выбор:

  • Уход.
  • Принуждение.
  • Компромисс.
  • Уступка.
  • Сотрудничество.

Выбор может делаться несознательно, и чаще всего так и бывает: в конфликте мало размышляют – ситуация сопровождается высоким эмоциональным накалом.

Выбор во многом зависит от отношений между конфликтующими. Если хотя бы для одной их сторон отношения важны, как правило, стороны выбирают конструктивную стратегию, а если ценность отношений отсутствует, конфликт вероятнее всего будет носить деструктивный характер.

Принуждение

Принуждение – это признание соперничества между сторонами. Такой выбор один из участников делает, если оценивает свои интересы как высокие, а интересы оппонента – как низкие. Тут важно учитывать не только вес интересов, но и значимость отношений. После того как стороны оценили свои интересы как разные по весу, им предстоит сделать выбор: борьба или межличностные отношения. Принуждение – это выбор пути борьбы.

При выборе принуждения один подчиняет себе другого, учитывая исключительно свои интересы. Противоречие в таком случае остается неразрешенным. Вторая сторона чувствует себя подавленной и униженной.

Выбор борьбы – это выбор деструктивной модели. При этой модели задействованы власть, авторитет, связи, сила закона. В бизнесе бывают случаи, когда это лучший выбор. Это случаи, когда есть угроза существованию компании или коллектива, когда нужно защитить интересы компании от вреда, который может нанести ей конфликтная личность.

В компаниях такая стратегия чувствуется как ситуация «кто кого». Такую ситуацию часто можно наблюдать при реформировании предприятия. Иногда оптимизация некоторых участков производства или подразделений необоснована, и тогда тот, кто защищает интересы подразделений, выбранные для реформирования, занимает жесткую позицию. Например, «сверху» не считают важным учитывать интересы подразделения, а в подразделении считают, что реформа угрожает интересам всей компании, и при этом интересы для каждой стороны важнее отношений. В таком случае стороны выражают готовность «стоять до конца», «бороться до последнего» и так далее.

Уход

Если сторона не заинтересована в конфликте и хочет прекратить его, она выбирает стратегию ухода. Такое завершение конфликта возможно, когда ни у одной стороны нет высокого интереса к предмету спора или к самой ситуации. Уход можно считать взаимной уступкой.

Такая стратегия может быть выбрана в связи с тем, что:

  • Обе стороны не придают серьезного значения конфликту.
  • Обе стороны считают предмет конфликта несерьезным.

Во втором случае конфликт может возобновиться, если окажется, что предмет спора более весомый, чем показалось.

При стратегии ухода межличностные отношения не меняются. В таких случаях говорят: «Конфликт выеденного яйца не стоит».

Уступка

Тот, кто выбирает уступку, тоже пытается уйти от конфликта, однако причины другие. Личные интересы оцениваются им как низкие, а интересы оппонента как высокие, поэтому он принимает решение пожертвовать личными интересами. В таких случаях говорят: «Не буду спорить, отношения важнее».

Эта стратегия имеет некоторые общие черты со стратегией принуждения, поскольку тут тоже происходит выбор между весом ценностей сторон, только вместо стратегии борьбы в этом случае выбирается конструктивная стратегия сохранения отношений.

Что важно знать об этой стратегии:

  • Иногда это только первый шаг человека, настроенного на решительную борьбу за стратегически важную цель.
  • Иногда причина уступки – занижение ценности предмета спора. В таком случае имеем дело с самообманом, а конфликт нельзя считать исчерпанным.
  • Бывает, что такая стратегия – доминирующая для человека, и это связано не с ситуацией, а с его психологическими особенностями. Подобное поведение присуще конформистам, а также конфликтным людям так называемого «бесконфликтного» типа. Уступка в таком случае не разрешение конфликта, а перенос конструктивного конфликта в деструктивную плоскость.

Уступка может быть оправдана только в одном случае: когда условия для конфликта еще не полностью созрели. Стороны в таком случае замораживают противостояние и используют перемирие для поиска конструктивного пути разрешения ситуации.

Компромисс

Под компромиссом понимают поиск баланса интересов. «И вашим, и нашим». По сути это взаимная уступка.

Такая стратегия не несет негативного влияния на межличностные отношения и даже способствует их развитию в положительном направлении.

Что важно знать о стратегии компромисса:

  • Эту стратегию не стоит рассматривать как стратегию разрешения конфликта. Обычно это лишь этап на пути к поиску решения, которое по-настоящему устроит стороны.
  • Компромисс способен исчерпать весь конфликт, например, если изменятся обстоятельства, с которыми была связана напряженность.
  • Компромисс может проявляться в активной и пассивной формах. Активная предполагает заключение договоров и четкое обозначение определенных обязательств. Под пассивным понимаем отказ от продолжения активных действий с целью достижения определенных уступок. По сути, это перемирие, которое может помочь сторонам сохранить добрые или нейтральные отношения.
  • Условия компромисса могут расходиться с реальностью, сам компромисс может быть основан на неадекватных образах ситуации.

Термин «компромисс» близок к термину «консенсус»: оба предполагают взаимные уступки. Рассматривая стратегии компромисса можно брать за основу механизмы достижения консенсуса в существующей социальной практике.

Сотрудничество

Лучший способ решения конфликта – сотрудничество. Эта стратегия учитывает интересы сторон, строится на их балансе, и при этом ориентирована на развитие межличностных отношений.

Выбор этой стратегии во многом связан с предметом конфликта. Если он жизненно важен для одной или обеих сторон, то сотрудничество «не сложится». В таком случае возможно только соперничество, то есть борьба. Сотрудничество будет возможным только в случае, если интересы могут маневрировать и сосуществовать в рамках определенной проблемы, то есть обе стороны или одна из сторон не придают предмету конфликта жизненно важного значения.

Стратегия сотрудничества сложная, в нее входят все другие стратегии – уход, уступка, компромисс, принуждение. Все они играют подчиненную роль в стратегии сотрудничества. Выбор этой стратегии говорит о стремлении двух сторон разрешить возникшую проблему общими усилиями.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий