Тесты специальных способностей

Тесты специальных способностей - разработаны для получения данных о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих интеллектуальное развитие.

От специальных способностей зависят возможности выполнения отдельных видов деятельности.

Сферы использования тестов специальных способностей в профотборе и профессиональном консультировании:

  • рациональная расстановка кадров,
  • выявление слабых мест, неэффективных работников,
  • анализ причин травматизма, брака, несчастных случаев на производстве,
  • правильный выбор специальности,
  • профессиональное самоопределение личности, осознание и реализация своего призвания.

Группы специальных способностей важные для практических целей:

  • моторные;
  • сенсорные;
  • технические;
  • профессионализированные.

Первые три группы - не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других.

Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.

Тесты на моторные способности - для диагностики моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей и находят широкое практическое применение в профотборе и спорте.

Роль моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности - Ф.Гальтон, Э.Крепелин и другими.

Моторные тесты направлены на изучение:

  • точности движений,
  • силы движений,
  • темпа движений,
  • ритма движений,
  • скорости движений,
  • точности движений.
  • зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации,
  • ловкости движений пальцев и рук,
  • твердость руки,
  • скорость движения запястья и пальцев (скорость передачи сигналов рукой на телеграфном аппарате).
  • тремора,
  • ответной ориентация (способность находить правильный двигательный ответ на стимулы при высокой скорости предъявления),
  • оценка контроля (умение сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению объектами),
  • координация точности мышечного усилия и др.

Для этого применяются разнообразные аппараты (динамометр, эргограф, термометр и др.).

Тестовые задания - нанизывание бус, завязывание узлов, обводка сложных фигур, выгибание из проволоки фигур по заданным образцам) - проверяется ловкость, техническая сноровка, аккуратность и некоторые другие качества.

В 1923 г. Н.И.Озерецким в СССР разработан Двигательный тест для диагностики моторного развития детей от 4 до 16 лет.

Психомоторные тесты:

  • тест ловкости пальцев О'Коннора,
  • тест ловкости Стромберга,
  • тест ручной ловкости Пурдье,
  • Миннесотский тест скорости манипулирования,
  • тест ловкости манипулирования Крауфорда.

Методы диагностики сенсорных способностей применяются в клиническом тестировании для выявления дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций.

Наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств.

Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.

Тесты визуальных и слуховых способностей

При изучении визуальных способностей применяются тесты на измерение:

  • остроты зрения,
  • различительной чувствительности,
  • цветоразличения,
  • восприятия глубины,
  • мышечного баланса глаз.

Отличительной чертой тестов зрительного восприятия, разработанных и используемых отечественными психотехниками, была их ориентированность на специфические требования профессий.

Наиболее популярные методы диагностики визуальных и слуховых способностей:

  • таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине,
  • Тест Орто-Рейтера,
  • Тест «Проверка зрения»,
  • «Зрительный тест»,
  • таблицы Штиллинга - диагностика цветоощущения, состоят из множества цветных точек.

Для измерения глазомера использовались специальные аппараты (Геллера, Меде и др.), позволявшие сравнивать длину предметов, размеры углов, оценку глубины и пр.

Тест Рыбакова - в фигурах различной формы в ограниченное время следовало правильно провести линию таким образом, чтобы из полученных двух частей можно было сложить квадрат.

Тесты изучения слухового восприятия:

  • диагностики остроты слуха,
  • выделения сигналов из шумового фона,
  • адекватной реакции на громкие звуки,
  • различения характеристик звуков.

Чаще всего испытанию подвергается острота слуха (измерение абсолютных порогов).

В качестве раздражителя используется:

  • чистый звук,
  • человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения,

Во многих областях деятельности именно различение речи приобретает первостепенное значение.

Массачусетский тест слухового восприятия – широко распространен.

Технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Существуют независимые факторы технических способностей:

  • пространственные представления,
  • техническое понимание.

Тесты технических способностей - диагностика способностей, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями.

Такая работа требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.

Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Они не позволяют судить о способах их приобретения:

  • Тест Беннета - тест изучения технического понимания, использует серию картинок с короткими вопросами. Для ответа на вопросы необходимо понимать общие, технические принципы, из обыденных ситуаций.
  • Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С.Якиманской, В.Г.Зархиным и Х.-М.X.Кадаяса.
Ключевые слова: 

Поделиться