Тесты специальных способностей - разработаны для получения данных о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих интеллектуальное развитие.
От специальных способностей зависят возможности выполнения отдельных видов деятельности.
Сферы использования тестов специальных способностей в профотборе и профессиональном консультировании:
- рациональная расстановка кадров,
- выявление слабых мест, неэффективных работников,
- анализ причин травматизма, брака, несчастных случаев на производстве,
- правильный выбор специальности,
- профессиональное самоопределение личности, осознание и реализация своего призвания.
Группы специальных способностей важные для практических целей:
- моторные;
- сенсорные;
- технические;
- профессионализированные.
Первые три группы - не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других.
Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.
Тесты на моторные способности - для диагностики моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей и находят широкое практическое применение в профотборе и спорте.
Роль моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности - Ф.Гальтон, Э.Крепелин и другими.
Моторные тесты направлены на изучение:
- точности движений,
- силы движений,
- темпа движений,
- ритма движений,
- скорости движений,
- точности движений.
- зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации,
- ловкости движений пальцев и рук,
- твердость руки,
- скорость движения запястья и пальцев (скорость передачи сигналов рукой на телеграфном аппарате).
- тремора,
- ответной ориентация (способность находить правильный двигательный ответ на стимулы при высокой скорости предъявления),
- оценка контроля (умение сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению объектами),
- координация точности мышечного усилия и др.
Для этого применяются разнообразные аппараты (динамометр, эргограф, термометр и др.).
Тестовые задания - нанизывание бус, завязывание узлов, обводка сложных фигур, выгибание из проволоки фигур по заданным образцам) - проверяется ловкость, техническая сноровка, аккуратность и некоторые другие качества.
В 1923 г. Н.И.Озерецким в СССР разработан Двигательный тест для диагностики моторного развития детей от 4 до 16 лет.
Психомоторные тесты:
- тест ловкости пальцев О'Коннора,
- тест ловкости Стромберга,
- тест ручной ловкости Пурдье,
- Миннесотский тест скорости манипулирования,
- тест ловкости манипулирования Крауфорда.
Методы диагностики сенсорных способностей применяются в клиническом тестировании для выявления дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций.
Наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств.
Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.
Тесты визуальных и слуховых способностей
При изучении визуальных способностей применяются тесты на измерение:
- остроты зрения,
- различительной чувствительности,
- цветоразличения,
- восприятия глубины,
- мышечного баланса глаз.
Отличительной чертой тестов зрительного восприятия, разработанных и используемых отечественными психотехниками, была их ориентированность на специфические требования профессий.
Наиболее популярные методы диагностики визуальных и слуховых способностей:
- таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине,
- Тест Орто-Рейтера,
- Тест «Проверка зрения»,
- «Зрительный тест»,
- таблицы Штиллинга - диагностика цветоощущения, состоят из множества цветных точек.
Для измерения глазомера использовались специальные аппараты (Геллера, Меде и др.), позволявшие сравнивать длину предметов, размеры углов, оценку глубины и пр.
Тест Рыбакова - в фигурах различной формы в ограниченное время следовало правильно провести линию таким образом, чтобы из полученных двух частей можно было сложить квадрат.
Тесты изучения слухового восприятия:
- диагностики остроты слуха,
- выделения сигналов из шумового фона,
- адекватной реакции на громкие звуки,
- различения характеристик звуков.
Чаще всего испытанию подвергается острота слуха (измерение абсолютных порогов).
В качестве раздражителя используется:
- чистый звук,
- человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения,
Во многих областях деятельности именно различение речи приобретает первостепенное значение.
Массачусетский тест слухового восприятия – широко распространен.
Технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Существуют независимые факторы технических способностей:
- пространственные представления,
- техническое понимание.
Тесты технических способностей - диагностика способностей, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями.
Такая работа требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.
Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Они не позволяют судить о способах их приобретения:
- Тест Беннета - тест изучения технического понимания, использует серию картинок с короткими вопросами. Для ответа на вопросы необходимо понимать общие, технические принципы, из обыденных ситуаций.
- Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С.Якиманской, В.Г.Зархиным и Х.-М.X.Кадаяса.
Поделиться