ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРЕНИНГА КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
В.А. МОЛЯКО
Разработанная и постепенно модифицируемая система творческого тренинга, общее описание которой здесь представлено, была спроектирована в самом первоначальном варианте примерно 25 лет назад.
Человека всегда интересовали способы, приемы, которые помогли бы ему активизировать мышление, развивать творческие способности, выработать умения решать новые жизненно важные проблемы. Люди, разумеется, обратили внимание на то, что иногда думается легче, что определенные факторы способствуют более продуктивной умственной деятельности, что заслуживающие внимания результаты умственного труда бывают следствием не только целенаправленного сознательного поиска, но и счастливой догадки. К настоящему времени в литературе описаны едва ли не дватри десятка специально разработанных методов организации творческой деятельности. Среди них такие уже достаточно широко известные, как синектика, брейнсторминг. Менее популярны, но давно практикуются и другие методы: морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), "гирлянды ассоциаций ", стратегия семикратного поиска, конференция идей, коллективные записные книжки. Некоторые из этих методов считаются достаточно универсальными, пригодными для решения творческих задач в различных сферах трудовой деятельности, другие применяются главным образом в изобретательстве, конструировании.
137
Интерес к применению различных методов, активизирующих творческую деятельность, все время возрастает. И это понятно: в наше время, когда очень многим специалистампрофессионалам, студентам, учащимся приходится перерабатывать большие массивы информации, когда жизнь требует в ограниченные сроки разрабатывать решения новых задач, ранее использовавшиеся приемы и методы деятельности уже помогают мало. В школе специально творчеству обучают недостаточно, поэтому каждому хотелось бы овладеть таким набором приемов, который позволял бы перерабатывать нарастающее количество информации. Разумеется, нельзя уповать лишь на одни творческие приемы как на своего рода ухищрения. Чтобы овладеть вершинами творчества, необходимо осуществить предварительную подготовку - развивать качества памяти, восприятия, воображения, мышления, нужно быть достаточно подготовленными именно в технологиях активного творческого поиска.
Разработанная система основывается на использовании в техническом творчестве основных стратегий конструкторской деятельности, выявленных на профессиональном уровне, а также включает специальные приемы затруднения, моделирующие реальную производственную обстановку.
Сразу предупредим: эта система не является строгим руководством для обучения решению творческих задач. Хотя она основана на экспериментальных данных и достаточно надежно апробирована как на специалистах (инженерах) и студентах, так и на школьниках, мы не можем считать ее универсальной отмычкой к процессу обучения творчеству. Как во всяком психологическом тренинге, тем более когда речь заходит о творчестве, требуется соблюдать осторожность, полученные нами данные не всегда однозначны: слишком много факторов играет роль в обучении, и их практически невозможно изолировать. Тут и прошлый неучтенный, а порой и не поддающийся учету опыт испытуемых; тут и сведения, которые испытуемые получают независимо от обучения; тут и влияние индивидуальных качеств, которые до начала обучения можно было учитывать лишь приблизительно. Так, нами не всегда предварительно диагностировались творческие способности каждого испытуемого, а одно это может внести в получаемые результаты значительные деформации. К тому же творческий процесс, даже если это коллективное творчество, достаточно интимен, во многом скрыт от постороннего глаза, и о нем приходится зачастую судить по косвенным признакам. Тем не менее с учетом приведенных оговорок методику можно рекомендовать как тренинговую, в качестве комплексного активизатора и стимулятора творческой деятельности.
Данная методика, являясь системой специально организованного воздействия на творческую деятельность субъекта, базируется на конкретном изучении процесса творчества, его циклов, а также стратегий и тактик, используемых в деятельности профессионалов. Именно по выявленным в исследованиях стратегиям конструкторской деятельности и была названа данная система - КАРУС (аббревиатура названий стратегий: комбинирование - аналогии - реконструирование - универсальный подход - случайные подстановки).
Подобно некоторым другим, методика КАРУС может применяться как для индивидуального, так и для коллективного творчества. Предусматриваются различные модификации в зависимости от условий применения, контингента участников, масштаба обучения и т.п.
Тренинговая методика включает теоретическую и практическую части. В теоретическом курсе излагаются данные о психологии творчества, творческой личности, способах стимуляции творческой деятельности, а также данные о конкретной деятельности, например о техническом творчестве.
138
Собственно методическая часть включает инструкции и рекомендации, инструкции и задачи по применению каждой из пяти стратегий, инструкции по применению приемов затруднения творческой деятельности, а также общие инструкции по проведению творческой игры, организации творческого тренинга на уроках в специально создаваемых условиях и т.д.
КАРУС предусматривает также применение других методик стимуляции творческой деятельности, а также периодическое анкетирование, опрос участников тренинга, проведение свободного творческого поиска и специальных коллективных решенийдискуссий.
Методика опирается на использование различных научных и технических заданий. Чаще всего применяются задачи по проектированию кинематических систем, построенные по принципу "черного ящика ". Если учесть, что задачи такого типа можно разнообразить и усложнять, то в итоге создается обширное поле для проведения творческого тренинга.
В общем виде использование методики КАРУС заключается в следующем.
На первой стадии учащемуся предлагается решить ряд задач без какихлибо предварительных условий, т.е. он решает задачи так, как может делать это без постороннего вмешательства и специального обучения. Эта стадия носит диагностический характер: важно выявить, как решает и решает ли вообще данный испытуемый творческие задачи, каковы сложившиеся у него приемы. Выводы заносятся в протокол (карточку данного испытуемого), и намечается основная линия подготовки этого ученика. На второй стадии предлагается новая серия задач, подобных тем, которые решались, но более сложных. Если у учащегося не выявлено до этого скольконибудь существенных умений, сложившихся приемов решения творческих задач, то ему предлагается поочередно применять стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, универсальную и случайных подстановок. Вовсе не обязательно соблюдать указанный порядок. В каждом конкретном случае надо ориентироваться на индивидуальные особенности и возможности ученика: если он в какойто мере владеет стратегией поиска аналогов, то следует вначале развить и закрепить эту стратегию, а затем перейти к другой.
Инструкция включает следующие конкретные рекомендации:
1. Решая предлагаемые вам задачи, старайтесь воспользоваться сведениями, которые мы вам сообщили. Ищите различные способы решения задач, не бойтесь фантастических вариантов. Выполняйте как можно больше эскизов. Если необходимо, прибегайте к выполнению макетов. Не стесняйтесь задавать вопросы, которые возникают у вас в связи с решением.
2. Ищите аналогии. Комбинируйте. Попробуйте найти структуру (функцию) с противоположными характеристиками. Попробуйте все вместе: аналогии, комбинации, перестройку по принципу "наоборот ". Попробуйте отдаться на волю случая - подставляйте то, что просто приходит в голову, даже если оно кажется нелепостью, и т.п.
Затем осуществляется тренинг по каждой из стратегий. Рассмотрим его на примере стратегии поиска аналогов, которая является одной из самых распространенных и эффективных. В своих простейших модификациях она доступна не только студентам и старшеклассникам, но и младшим школьникам и дошкольникам.
Предлагается следующая ориентировочная схема обучения стратегии поиска аналогов: сжатое теоретическое напоминание о сущности поиска аналогов, их разновидностях и специфике психической деятельности при этом; проведение опроса участников обучения по
139
опроснику № 1 (см. ниже); индивидуальные советы на основании анализа ответов; демонстрация применения стратегии на конкретном примере; решение задачи (индивидуальное или коллективное); анализ решений; проведение опроса по опроснику № 2 (см. ниже). В дальнейшем циклы повторяются, но усложняются задачи и предлагается использовать все более сложные и отдаленные аналогии. В конце решается контрольная задача и проводится устное собеседование с обучавшимися, цель которого - выяснить, насколько они усвоили особенности стратегии поиска аналогов.
В заключение напоминается, что поиск аналогов может переплетаться с другими стратегиями (комбинирования, реконструирования и т.д.).
Опросник № 1
1. Что такое аналогия?
2. В чем сущность стратегии поиска аналогов?
3. Какие аналогии в технике вам известны?
Изучение ответов учащихся позволяет внести коррективы в их теоретические знания.
Конкретный пример, на котором демонстрируется применение стратегии поиска аналогов, преподаватель выбирает по своему усмотрению (в зависимости от возраста и подготовки учеников).
Далее предлагается решить серию задач (она может включать дветри и более задач). Лучше всего, если решение на этом этапе проводится преподавателем индивидуально с каждым из участников, чтобы у него была возможность составить собственный протокол решения.
После анализа решений и протоколов предлагается ответить на опросник № 2.
Опросник № 2
1. Как вы искали аналогии, решая эти задачи?
2. Какие аналогии вы установили?
3. Какие трудности при поиске аналогов вы испытываете?
На основании ответов даются индивидуальные рекомендации каждому из участников тренинга.
В дальнейшем тренинг осуществляется путем усложнения задачи, поиска нескольких вариантов решения одной и той же задачи. На последних этапах обучения желательно применять разнообразные задачи. При этом иногда за кадром можно оставлять некоторые логические ошибки и возможность реального использования того или иного варианта конструкции с тем, чтобы максимально расширить диапазон поиска, раскрепостить мышление учащихся, сосредоточить внимание на динамике формирования стратегии, на достижении с ее помощью определенного результата.
Обучение стратегиям комбинирования и реконструирования осуществляется по такой же схеме, меняются только теоретические установки, специфика намечаемых действий и т.д.
При обучении владению универсальной стратегией учащимся рекомендуется одновременно использовать три названные стратегии.
Скажем несколько слов о стратегии случайных подстановок. Здесь речь может идти не об обучении этой стратегии, поскольку мы не располагаем логически организованными приемами, а об овладении навыками находить выходы из тупиковых ситуаций, не сдаваться при, казалось бы, непреодолимых трудностях, несмотря ни на что. В самом простом виде реализация этой стратегии заключается в том, что испытуемому предлагается отдаться свободному потоку мыслей, пробовать первое пришедшее в голову, фиксировать случайные образы, предметы, принципы и пытаться их применить к данной задаче. В определенной степени применение этой стратегии напоминает методику "мозгового штурма ".
В дальнейшем использование стратегии случайных подстановок следует связывать с более целенаправленным, организованным умственным поведением.
140
Например, можно предложить учащимся посетить выставку технического творчества и найти там какоелибо устройство, которое можно было бы использовать (прямо или косвенно) в новом решении. Можно рекомендовать просматривать технические журналы, знакомиться с товарами, продающимися в универмагах, смотреть определенные телепередачи и т.п. Самое главное - дать ученику установку на творческий поиск.
Очень важным с психологической точки зрения является применение затрудняющих условий. Для этого нами был разработан ряд специальных методов.
Метод временных ограничений (МВО) основывается на учете существенного влияния временного фактора на характер протекания умственной деятельности. Наши данные показали, что при неограниченном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение или упрощается - субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает (чаще это применение шаблонного варианта), или же решение в большей или меньшей степени деформируется; по характеру этих деформаций можно судить об общих тенденциях мыслительной деятельности человека. Существуют разные группы испытуемых, которые поразному реагируют на временные ограничения: у одних они вызывают повышение активности и достижение даже более высоких результатов; другие (их больше всего) в различной степени меняют свое поведение, снижают результаты и не всегда достигают конечного решения; на третьих временные ограничения оказывают тормозящее, своего рода шоковое влияние, они приходят в замешательство, поддаются панике и более или менее быстро отказываются от решения задачи.
Метод внезапных запрещений (МВЗ) заключается в том, что решающему задачу субъекту на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какието механизмы, например, при решении задач на построение кинематических цепей использовать те или иные передачи или их определенную разновидность. Этот метод также весьма эффективен, поскольку разрушает штампы: у учащихся могут вырабатываться стереотипы деятельности, и применение МВЗ будет способствовать их разрушению.
Метод скоростного эскизирования (МСЭ) так или иначе включается во все инструкции. Мы предлагаем учащимся решать новые задачи и ставим перед собой цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В подобных случаях по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то, что учащиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно "рисовать " процесс размышления - изображать все конструкции, которые приходят в голову. Благодаря этому приему становится возможным более точно судить о трансформации образов, устанавливать то значение, которое имеет понятие и зрительный образ какойлибо конструкции. Самих учащихся это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества.
Метод новых вариантов (МНВ) заключается в требовании решать задачу подругому, найти новые варианты решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, причем можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пятьшесть и более решений. Нужно отметить, что этот методический прием можно применять на любом этапе - не обязательно только после того, как субъект достиг полного решения. Тогда этот метод может
141
стать одновременно и разновидностью метода внезапных запрещений.
Метод информационной недостаточности (МИН) применяется тогда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения. Так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных. Важной модификацией этого приема является использование различных форм представления исходного условия. Как известно, в наиболее удачном виде условие конструкторской задачи включает в себя текст и схему, но можно специально предлагать задачи, исходные условия которых предъявляются только в графической или только в текстовой форме. Особенно эффективным это может быть при изучении особенностей понимания, при выявлении реального запаса знаний учащихся.
Метод информационной перенасыщенности (МИП) основывается соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, затемняющие полезную информацию. Преподаватель сам решает, как применить этот метод: он может предложить учащимся выбрать нужную им информацию или не говорить о том, что в условии имеется избыток информации.
Метод абсурда (МА) заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантами абсурдных задач являются задачи на построение вечного двигателя. Можно применять и задачи, так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию). Здесь важно иметь в виду, что деятельность учащихся, их конкретные действия, характеризующие специфику мышления, лишь в какойто мере зависят от условия, а главным образом отражают личностные установки, стратегии данного субъекта, стиль его творческой деятельности.
Метод ситуационной драматизации (МСД) заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения задачи в ход решения вводятся определенные изменения, предназначенные для затруднения деятельности учащегося. Эти изменения могут быть самыми разнообразными, начиная от вопросов, задаваемых преподавателем, и кончая разными не предусмотренными обычной процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновидностью данного метода.
Каждый из названных методов может сочетаться с другими и иметь ряд модификаций.
Само собой разумеется, что эти методы нужно применять конкретно, дозировать их, учитывая индивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь лишь эффекта полного погашения и самой деятельности, и желания ею заниматься.
Поступила в редакцию 2. XII 1997 г.
источник неизвестен
Поделиться