Модель социальных стилей Меррилла

Что такое социальные стили Меррилла?

Социальные стили Меррилла формируют модель личности, включающую в себя четыре социальных стиля. Каждый из этих стилей обладает различными характеристиками и процессами мышления. Это простой и практичный инструмент, который можно использовать для понимания различий между людьми в конкретной организации. Каждый сотрудник обладает различными качествами и подходит к своей работе по-своему. Эти различия, если они заметны, можно применять для выявления и использования максимально возможного потенциала.

Психологи Дэвид Меррилл и Роджер Рейд открыли эту перспективу в восьмидесятых годах прошлого века. Вслед за открытиями Б.Ф. Скиннера в области бихевиоризма и поведенческими описаниями Джеймса Тейлора, эти два психолога обнаружили, что поведение людей следует двум континуумам – самоуверенности и отзывчивости. Работая в крупной страховой компании в Соединенных Штатах, они изучали, может ли поведение прогнозировать лидерский потенциал. Если это возможно, – аргументировали они, – они могли бы создать культуру только с высокоэффективными лидерами.

Как было указано выше, факторный анализ, используемый учеными, состоял из двух шкал: самоуверенности и отзывчивости. Результатом этого анализа стала модель, включающая четыре квадрата, каждый из которых представляет собой социальный стиль, – социальные стили Меррилла. На практике это может эффективно использоваться, например, продавцами для понимания, с каким типом личности они имеют дело.

Три поведенческие характеристики

В основе социальных стилей Меррилла лежат три поведенческие характеристики. Они включают в себя поведенческую сферу, в которой люди выступают в различных качествах и, таким образом, могут делать различный выбор. Например, музыкальность – это поведенческая характеристика. Одним людям нравится играть на музыкальных инструментах, а другим – нет. У одних людей есть чувство ритма, а другие не могут услышать простой удар. Такие стереотипы поведения создают различные уровни, начиная от крайней музыкальности и заканчивая минимальной музыкальностью.

Двумя поведенческими характеристиками, на которых сфокусировались Меррилл и Рейд при разработке четырех социальных стилей, стали самоуверенность и отзывчивость. Позже была добавлена еще одна поведенческая характеристика: многосторонность. Каждая из этих поведенческих характеристик описана ниже.

Самоуверенность (Assertiveness)

Самоуверенность имеет весьма специфическое значение в теории социальных стилей Меррилла. В первоначальном исследовании она определялась как «степень, в которой люди видят вас как личность, пытающуюся убедить других в своей точке зрения». Очень настойчивые люди пытаются убедить других в важности значимых для них целей. Менее настойчивые люди достигают целей, значимых для них, различными способами. Они позволяют другим узнать, что они думают, или создают решение проблемы, которая их беспокоит.

Меррилл и Рейд разработали горизонтальную линию с четырьмя уровнями самоуверенности. От максимальной до минимальной степени: ABCD.

Отзывчивость (Responsiveness)

В этой модели отзывчивость определяется как «степень, в которой другие люди видят, что вы контролируете свои эмоции или показываете и делитесь ими». Людей, которые «реагируют» очень быстро и делятся своими эмоциями, можно определить по интонации, позиции тела, выражению лица и подбору слов. Людей, набирающих меньше баллов по шкале отзывчивости, определить сложнее. Они проявляют меньше голосовых или зрительных признаков и не говорят об эмоциях. Эти люди больше доверяют фактам и обстоятельствам.

Меррил и Рейд, как и прежде, разделили шкалу отзывчивости на четыре уровня. От низкого до высокого: 1234.

Многосторонность (Versatility)

Третьей характеристикой, использующейся в модели социальных стилей Меррилла, является многосторонность, определяющаяся как «степень, в которой другие воспринимают вас как личность, готовую изменить предпочтительное поведение, чтобы создать более комфортные условия для других». Это очень важная характеристика. Для шкал самоуверенности и отзывчивости нет лучшей позиции, она бывает выше и ниже. Набрать больше баллов по этой шкале, определенно, возможно. Степени ранжируются от низкой до высокой: 1234.

Четыре социальных стиля

После этого Меррилл и Рейд создали сетку или диаграмму путем наложения друг на друга двух поведенческих характеристик – самоуверенности и отзывчивости. Каждая группа состояла из определенного числа предпочитаемых моделей поведения. Эти группы были отнесены к социальным стилям. Четыре поведенческих стиля на диаграмме описаны ниже.

Социальные стили Меррилла

Аналитический (Analytical)

Верхний левый квадрат представляет группу людей-аналитиков в модели социальных стилей Меррилла. Эта группа людей вдумчива и осмотрительна. Они обычно предпочитают убедиться в том, что обладают всей необходимой информацией, прежде чем приступить к действиям. Предпочитаемый ими подход к решению проблем и выполнению задач – минимизация рисков путем рассмотрения всех возможных вариантов. Для окружающих люди этой группы кажутся холодными, осторожными, серьезными, конкретными, объективными, рациональными и иногда отстраненными.

Люди с аналитическим мышлением любят факты. Они работают аккуратно, организованно и методично, а также соблюдают стандартные методики, правила и лучшие практики в своей деятельности. В число других характеристик этой группы входит:

  • большая ориентированность на выполнение задач, а не на людей;
  • предпочитают не ошибаться и не торопятся показывать это;
  • любят мыслить, осмотрительны и конкретны;
  • отлично оценивают и решают существующие проблемы;
  • хороши в одиночной работе, избегают групповой деятельности;
  • осторожны в принятии решений;
  • критичны и имеют низкий уровень отзывчивости.

Экспрессивный (Expressive)

В правом нижнем квадрате представлена группа экспрессивных людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди предприимчивы и быстро действуют в жизни. Экспрессивные люди любят делиться новыми идеями и планами. Их любимый подход к решению проблемы или задачи заключается в разработке концепции видения будущего и поиске поддержки у других, уделяя особое внимание преимуществам. Они умело заставляют других чувствовать себя энергичными, работать с энтузиазмом, использовать юмор в трудовой сфере и идти на риск. Остальные считают эту группу людей импульсивной, творческой и способной убеждать. В число других характеристик группы экспрессивных людей входит:

  • интуитивность;
  • креативность;
  • энтузиазм;
  • спонтанность;
  • остроумие;
  • способность легко взаимодействовать с другими;
  • боязнь быть отвергнутым;
  • любовь к поддержке и одобрению;
  • нелюбовь к рутинным и сложным задачам;
  • склонность обобщать и преувеличивать;
  • использование сарказма в стрессовых ситуациях.

Дружелюбный (Amiable)

Нижний левый квадрат представляет группу дружелюбных людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди внимательны, добры, поддерживают других и стремятся построить хорошие отношения с окружающими. Они предпочитают решать проблемы или задачи путем достижения согласия. Они зачастую играют посредническую роль в подобных ситуациях. Дружелюбные люди верят, что лучшим решением является решение, которое объединяет все заинтересованные стороны. Окружающие видят эту группу как добрых, дружелюбных и самокритичных людей. Другие характеристики этой группы включают:

  • способность внимательно слушать;
  • успех в командной работе;
  • желание быть уважаемым;
  • желание быть популярным;
  • потребность казаться приятным;
  • поиск безопасности и стабильности;
  • потребность в организованном рабочем месте;
  • неторопливость в принятии решений;
  • предпочтение следовать указаниям, а не брать инициативу в свои руки;
  • боязнь перемен и неопределенности.

Ведущий (Driver)

Правый верхний квадрат представляет группу ведущих людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди крайне напористы и имеют низкий уровень отзывчивости. Люди этой категории быстро принимают решения, нетерпеливы и сердятся, когда другие не успевают за ними. Их любимый подход – быстро действовать, основываясь на доступной и актуальной информации, а также позже корректировать курс, при необходимости. Эти люди – эксперты в прагматизме, хладнокровии и быстром выполнении задач. Окружающие видят эту группу как целеустремленных, рациональных и требовательных людей. Другие характеристики этой группы включают:

  • чувство соперничества и желание нуждаться в чем-либо;
  • постоянный поиск возможности управления и стремление взять все под контроль;
  • быстрота в действиях и реакциях;
  • способность планировать;
  • способность принимать решения;
  • ориентированность на результат;
  • ориентированность на выполнение задач;
  • нелюбовь к неэффективности и слабой решительности.

Социальные стили на практике

Именно стремление психологов Меррилла и Рейда использовать потенциал послужило толчком к началу и завершению исследования. Изначально они занимались поиском подходящих кандидатов на административные и руководящие должности, однако исследование показало, что существует четыре типа социальных стилей, которые могут использоваться на практике. Особенно важно, чтобы организации и их системы управления человеческими ресурсами устанавливали различные полномочия и требования для каждой должности, или предпочитаемые характеристики для всех, кто будет работать в организации.

Разнообразие внутри организации настолько же важно. Разные личности с сильными и слабыми сторонами могут поднять организацию на большие высоты. В оптимальной ситуации, в команде есть, по меньшей мере, по одному человеку каждого социального стиля Меррилла. Ведущие и аналитики следят за тем, чтобы другие концентрировались на выполнении поставленных задач. В свою очередь, дружелюбные и экспрессивные люди поднимают моральный дух группы и создают приятную атмосферу, в которой можно рассматривать и решать проблемы.

trainingtechnology.ru/

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1