Метод парных сравнений

Когда вы выбираете из множества различных вариантов, как вы решаете, какой вариант предпочесть? Это делать особенно трудно, если варианты выбора довольно сильно отличаются один от другого и если критерии принятия решения носят субъективный характер.

Метод парного сравнения помогает вам определить относительную важность ряда различных вариантов – это классически случай “сравнения яблок с апельсинами”.

В данной минилекции мы объясним, как вы можете использовать метод парного сравнения для принятия решения.

Описание инструмента 

Этот инструмент впервые предложил использовать выдающийся психолог Луис Леон Тёрстоун в 1927 году. Метод парного сравнения с тех пор используется в научных исследованиях предпочтений, отношений, систем голосования, социального и общественного выбора, в разработке систем искусственного интеллекта и т.п. Его можно использовать и бизнесе для принятия решений, например при выборе кандидатов на вакантную должность или при выборе поставщика и еще в целом ряде случаев, когда:

  • У вас ограниченные данные.
  • У вас много возможных решений.
  • У вас неоднозначные приоритеты.
  • У вас конкурирующие приоритеты.

Метод парного сравнения облегчает выбор помогая ранжировать имеющиеся у ва варианты.

Как использовать инструмент

Для использования этого инструмента необходимо:

  1. Составьте список всех вариантов, которые вы хотите сравнить. Назначьте каждому варианту букву (А, Б, В, Г и т.д.)
  2. Нарисуйте таблицу, где в качестве заголовков строк и столбцов будут маркированные буквами варианты из вашего списка.
  3. Добавьте внизу две строки: “Итого” и “Ранжир”.
  4. Закрасьте половину ячеек так, чтобы избежать сравнения варианта с самим собой или дублирования любого сравнения.
  5. Теперь начните попарно сравнивать варианты в каждой пустой ячейке. Напишите в ячейке букву предпочтительного варианта.
  6. В строке “Итого” укажите сколько раз каждая буква написана вами в ячейках.
  7. В строке “Ранжир” ранжируйте варианты на основе количества букв из строки итого.

Метод парных сравнений, пример №1

В качестве первого примера рассмотрим вариант выбора из четырех поставщиков. Сравним каждого поставщика друг с другом.

Слайд 3. Метод парных сравнений, пример №1

Здесь самый высокий ранг у компании “Оникс”

Метод парных сравнений, пример №2

В качестве второго примера рассмотрим вариант анализа парных сравнений для определения и ранжирования лучших мотиваторов для команды.

Слайд 4. Метод парных сравнений, пример №2

И первое место получает мотиватор “Интересная работа”, второе “Достижения”

Основные моменты

Метод парного сравнения применим при определении относительной важности различных вариантов.  Особенно полезен он в тех случаях, когда приоритеты не ясны, когда варианты сильно различаются, когда критерии оценки имеют субъективный характер, или когда варианты соперничают друг с другом по своей важности.

Этот инструмент предоставляет основу для сравнения каждого варианта с другими и помогает визуализировать предпочтеня, проведя ранжирование вариантов.

trainingtechnology.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться