Когда вы выбираете из множества различных вариантов, как вы решаете, какой вариант предпочесть? Это делать особенно трудно, если варианты выбора довольно сильно отличаются один от другого и если критерии принятия решения носят субъективный характер.
Метод парного сравнения помогает вам определить относительную важность ряда различных вариантов – это классически случай “сравнения яблок с апельсинами”.
В данной минилекции мы объясним, как вы можете использовать метод парного сравнения для принятия решения.
Описание инструмента
Этот инструмент впервые предложил использовать выдающийся психолог Луис Леон Тёрстоун в 1927 году. Метод парного сравнения с тех пор используется в научных исследованиях предпочтений, отношений, систем голосования, социального и общественного выбора, в разработке систем искусственного интеллекта и т.п. Его можно использовать и бизнесе для принятия решений, например при выборе кандидатов на вакантную должность или при выборе поставщика и еще в целом ряде случаев, когда:
- У вас ограниченные данные.
- У вас много возможных решений.
- У вас неоднозначные приоритеты.
- У вас конкурирующие приоритеты.
Метод парного сравнения облегчает выбор помогая ранжировать имеющиеся у ва варианты.
Как использовать инструмент
Для использования этого инструмента необходимо:
- Составьте список всех вариантов, которые вы хотите сравнить. Назначьте каждому варианту букву (А, Б, В, Г и т.д.)
- Нарисуйте таблицу, где в качестве заголовков строк и столбцов будут маркированные буквами варианты из вашего списка.
- Добавьте внизу две строки: “Итого” и “Ранжир”.
- Закрасьте половину ячеек так, чтобы избежать сравнения варианта с самим собой или дублирования любого сравнения.
- Теперь начните попарно сравнивать варианты в каждой пустой ячейке. Напишите в ячейке букву предпочтительного варианта.
- В строке “Итого” укажите сколько раз каждая буква написана вами в ячейках.
- В строке “Ранжир” ранжируйте варианты на основе количества букв из строки итого.
Метод парных сравнений, пример №1
В качестве первого примера рассмотрим вариант выбора из четырех поставщиков. Сравним каждого поставщика друг с другом.
Слайд 3. Метод парных сравнений, пример №1
Здесь самый высокий ранг у компании “Оникс”
Метод парных сравнений, пример №2
В качестве второго примера рассмотрим вариант анализа парных сравнений для определения и ранжирования лучших мотиваторов для команды.
Слайд 4. Метод парных сравнений, пример №2
И первое место получает мотиватор “Интересная работа”, второе “Достижения”
Основные моменты
Метод парного сравнения применим при определении относительной важности различных вариантов. Особенно полезен он в тех случаях, когда приоритеты не ясны, когда варианты сильно различаются, когда критерии оценки имеют субъективный характер, или когда варианты соперничают друг с другом по своей важности.
Этот инструмент предоставляет основу для сравнения каждого варианта с другими и помогает визуализировать предпочтеня, проведя ранжирование вариантов.
Поделиться