SECI model (Модель SECI) (Nonaka Takeuchi)

Унифицированная модель динамического организационного процесса создания знания. Объяснение SECI model (Модель SECI) Nonaka и Takeuchi. ('95)

seci model (модель seci) nonaka takeuchiЧто такое SECI model (Модель SECI)? Описание

Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi предлагают модель процесса создания знания для понимания динамической сущности создания знания и эффективного управления этим процессом: SECI model (Модель SECI). Состоит из 3 компонентов:

SECI Ba Активы Знания (Knowledge assets)

Эти 3 компонента взаимодействуют друг с другом органически и динамически. Активы знания организации мобилизованны и обмениваются в «Ba», тогда как подразумеваемое знание отдельных людей преобразовывается и амплифицируется спиралью знания посредством:

    Социализации Экстернализации Сочетания Интернализации

3 компонента должны быть интегрированны при четком лидерстве, так чтобы организация могла непрерывно и динамически создавать знание: должно стать дисциплиной для членов организации.

SECI

Создание знания является непрерывным процессом динамического взаимодействия между подразумеваемым (tacit) и очевидным (explicit) знанием. 4 формата преобразования знания взаимодействуют в спирали создания знания. Спираль растет в маштабе по мере движения через организационные уровни и может вызвать новые спирали создания знания.
категории модели 4 seco ba
Социализация. Совместное использование знания через непосредственную коммуникацию или общий опыт. Примером является обучение.
Экстернализация. Развитие концепций, которые содержат объединенное подразумеваемое знание. И обеспечивают ее коммуникацию.
Сочетание. Сочетание различных компонентов очевидного знания: например, создание прототипа.
Интернализация. Близко к понятию обучения в действии, очевидное знание становится частью базы знаний личности (например, умственная модель) и активом для организации.

Ba

Это трудная концепция (нет точного перевода слова), которую можно определить как общий контекст обмена, создания и пользования знаниями через взаимодействие.

Диаграмма иллюстрирует различные виды Ba, каждый из которых предлагает контекст для конкретной стадии в процессе создания знания.

Примеры категорий с использованием кейса Seven-Eleven (японская сеть магазинов "у дома"):

    Возникновение Ba: физическая среда магазина, которая делает возможным взаимодействие между людьми и с клиентами. Ведение диалога Ba: подразумеваемое знание локальных сотрудников используется для создания прогноза продаж, в диалоге друг с другом. Системизация Ba: прогнозы продаж проверяются относительно результатов продаж, и локальным магазинам предоставляется обратная связь. Осуществление Ba: использование этой информации и сравнение с реальными данными, сотрудники улучшают свои навыки и способность делать прогнозы.

4 категории активов знанияАктивы Знания

Это ресурсы, специфичные для компании и необходимые для создания ценности для фирмы. Ими будут вводные данные, результаты и посреднические факторы процесса создания знания.

Для эффективного управления созданием и использованием знания компания должна «составить схему» своих запасов активов знания. Каталогизация недостаточна: активы знания динамичны; активы новых знаний могут создаваться из существующих активов знания.

Роль лидерства проиллюстрирована в следующей диаграмме:
seci - роль лидерства

Происхождение Модели SECI. История

Модель Nonaka и Takeuchi основана на идее Polanyi о различии между подразумеваемым (tacit) и очевидным (explicit) знанием (1983) и обеспечивает понимание создания и менеджмента знания с точки зрения японской бизнес культуры.

Преимущества Модели SECI. Преимущества

    Рассматривает сущность знания и создания знания в динамическом формате. Обеспечивает концепцию для менеджмента релевантных процессов.

Ограничения Модели SECI. Недостатки

    Основанна на исследовании японских организаций, которые сильно полагаются на подразумеваемое знание: сотрудники часто имеют пожизненное трудоустройство в компании. Линейность концепции: Может ли спираль перескочить через стадию? Может ли пойти против часовой стрелки?
Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1