Диагностика самоэффективности. Методика Маддукса и Шеера

Методика определения уровня самоэффективности — одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции. В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности. Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Инструкция

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны — значение «–5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно.

Таблица 1. Бланк теста

№ п/п Список утверждений Шкала ответа (степень согласия)
1 Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
2 Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
3 Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
4 Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
5 Я часто бросаю дела, не закончив их –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
6 Я стараюсь избегать трудностей –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
7 Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
8 Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
9 Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
10 Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
11 Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
12 Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
13 Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
14 Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
15 Я вполне уверен(а) в себе –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
16 Я легко бросаю дела –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
17 Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
18 Мне трудно приобретать новых друзей –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
19 Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
20 Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
21 Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
22 Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
23 Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение — в сфере межличностного общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от –7 до +53 баллов, а в сфере общения — в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо — о завышенной.

Таблица 2. Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке

Показатель Самоэффективность в сфере:
предметной деятельности межличностного общения

Среднее значение по шкале

30,6 3,8

Среднее квадратичное отклонение

23,8 11,1

Число испытуемых

927 927
 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1