Кадровое планирование

КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - целена­правленная деятельность, имеющая зада­чу предоставления рабочих мест в нуж­ный момент времени и в необходимом ко­личестве в соответствии со способностя­ми и склонностями работников и требо­ваниями организации. Рабочие места с точки зрения производительности и мо­тивации должны позволять работающим оптимальным образом развивать свои спо­собности, обеспечивать эффективность труда и отвечать требованиям создания до­стойных человека условий труда и обес­печения занятости. К. п. осуществляется как в интересах организации, так и в ин­тересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нуж­ном месте, в нужном количестве и с со­ответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для ре­шения производственных задач, достиже­ния ее целей. К. п. должно создавать ус­ловия для мотивации более высокой про­изводительности труда и удовлетвореннос­ти работой. Работников привлекают в первую очередь рабочие места, где созда­ны условия для развития их способнос­тей и гарантирован высокий и постоян­ный заработок. Одной из задач К. п. яв­ляется учет интересов всех работников организации. К. п. эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс плани­рования в организации. К. п. должно дать ответ на следующие вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы? Каким образом можно привлечь необходимый и сокра­тить излишний персонал без нанесения ущерба? Как лучше использовать персо­нал в соответствии с его способностями? Каким образом обеспечить развитие кад­ров для выполнения новых квалифика­ционных работ и поддержания знаний персонала в соответствии с требования­ми организации? Каких затрат потребу­ют запланированные кадровые мероприя­тия? Цели и задачи К. п. укрупненно мож­но представить в виде приведенной схе­мы. К. п. реализуется посредством осу­ществления целого комплекса взаимосвя­занных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.

Планирование кадров обычно применяют по двум причинам. Во-первых, чтобы определить качественную и количественную потребность в сотрудниках различных категорий для достижения тактических и стратегических целей компании. Во-вторых, чтобы определить соответствие структурного и кадрового потенциала компании ее целям и стратегии развития. Кадровое планирование призвано ответить на следующие вопросы:

• сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;

• каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал;

• как в перспективе использовать работников в соответствии с их способностями;

• как целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям компании и рынка;

• как обеспечить мотивацию персонала и решить его социальные проблемы;

• каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.

Основное правило кадрового планирования: все стороны планирования должны рассматриваться только совместно со стратегическими планами организации и в соответствии с периодами этих планов. Это значит, что если установлены краткосрочные и долгосрочные цели компании, необходимо определить и спланировать требуемое количество персонала для достижения поставленных целен в том или ином периоде.

Существуют специальные методы определения потребности в персонале.

Метод, основанный на суждениях, может использоваться на малых предприятиях, так как не требует сложною программного обеспечения. Его суть заключается в оценке менеджерами всех уровней будущих потребностей в персонале. Эти оценки могут производиться как «сверху вниз» — от высшего уровня руководства к среднему и дальше вниз, так и «снизу вверх».

Метод Дельфизаключается в предоставлении независимой оценки каждым менеджером. Получения информации аккумулируется у посредника (обычно — у менеджера по персоналу), который на основании частных данных делает общий прогноз.

Математические методы включают статистические методы и методы моделирования. Примером статистических методов является метод экстраполяции, т. е. пропорциональное перенесение сегодняшней ситуации в будущее. Поскольку он имеет небольшую погрешность, так как не учитывает постоянно изменяющихся факторов внешней и внутренней среды, его чаще всего используют для краткосрочного кадрового планирования.

Meтоды моделирования основываются на составлении модели деятельности компании. Они хороши тем, что позволяют «проиграть» разные сценарии развития организации. Поэтому позволяют спрогнозировать потребность в персонале на каждом отдельном этапе стратегического плана. Этот метод хорош для предприятий, имеющих нестабильную организационную структуру и работающих в нестабильных экономических и юридических условиях. Самый сложное при использовании таких методов — составление модели, адекватной реальной компании.

Экономический эффект планирования кадров выражается в сокращении возможных потерь на ввод новых сотрудников; сокращении затрат на поиск и подбор персонала; сокращение потерь и ущерба, вызванных несоответствием кандидата должности; уменьшение текучести кадров(ТекучестьКадров). Затраты на кадровое планирование не должны превышать приносимого ими положительного эффекта.

Для экономии средств на кадровое планирование специалисты рекомендуют следующее:

• постоянно следить за рынком труда (РынокТруда) (для того, чтобы знать конъюнктуру и средний уровень зарплат для потенциальных сотрудников компании — чтобы не переплатить);

• совершенствовать процесс приема на работу, стремиться как можно лучше узнать кандидата, его квалификацию, опыт, личностные качества (чтобы потом сразу не увольнять);

• не забывать о внутренних резервах компании и постоянно их контролировать (чтобы в нужный момент можно было найти подходящего человека на новую должность внутри самой компании и тем самым сократить затраты на поиск, подбор, адаптацию(((Адаптация)))); делать постоянный мониторинг сотрудников, например, путем периодической аттестации персонала (АттестацияПерсонала).

Вид словаря: 
Рубрика: 

Поделиться