Последовательное отношение между производственными затратами и кумулятивным объёмом производства. Объяснение Эффекта кривой опыта (Experience Curve Effect)
Эффект кривой опыта (Experience Curve Effect) первоначально был описан консультантом Bruce Henderson BCG в 1960г. Henderson обнаружил, что существует последовательное отношение между производственными затратами и кумулятивным объёмом производства.
Проще говоря, эта концепция утверждает, что чем чаще выполняется задача, тем меньше затраты на ее выполнение. С каждым удвоением кумулятивного объема, затраты на создание добавленной стоимости (включая администрацию, маркетинг, дистрибуцию и производство) снижаются на постоянный и предсказуемый процент.
С тех пор иследователи наблюдают эффект кривой опыта в различных отраслях, который колеблется от 10 до 30 процентов.
Стратегия лидерства по затратам (Cost Leadership)
Кривая опыта в значительной степени помогает реализовать стратегию лидерства по затратам. Если компания может быстро приобрести большую долю на новом рынке, то она будет иметь конкурентное преимущество по издержкам, потому что сможет произвести продукцию по более низкой цене, чем конкуренты. При условии перераспределения сбережений по затратам покупателям по мере снижения цены (вместо увеличения маржи прибыли), это преимущество устойчиво. Если компания может ускорить свой производственный опыт путем увеличения своей доли на рынке, она получит преимущество по издержкам в своей отрасли, которое трудно было бы оспорить. В результате, многие компании пытаются быстро приобрести большую долю на рынке посредством крупных инвестиций и агрессивного ценообразования на новых рынках. Инвестиции могут быть возвращены позже, как только компания станет лидером на рынке и создаст Дойных коров (Cash Cows).
Ограничения Стратегии основанной на кривой опыта
- Существуют также и другие бизнес стратегии, помимо стратегии лидерства по затратам (Cost Leadership) (см. Конкурентное преимущество (Competitive Advantage) и Value Disciplines (Ценностные дисциплины)). Конкуренты также могут придерживаться подобной стратегии, таким образом, провоцируя увеличение необходимого уровня инвестиций с одновременным снижением получаемой прибыли. Конкуренты, которые копируют производственные процессы могут достигнуть даже более низкого уровня издержек производства, не имея необходимости возврата инвестиций в НИОКР. Технологические достижения могут спровоцировать еще более значительный эффект кривой опыта (Experience Curve Effect). Этот момент важен для компаний, входящих на рынок позже.
Поделиться