ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | ___________________________________________ |
Возраст (полных лет) |
___________________________________________ |
Должность |
___________________________________________ |
Подразделение |
___________________________________________ |
Дата заполнения |
___________________________________________ |
Инструкция
Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит.
Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В случае когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Тестовое задание
1. Мне нравится заниматься физкультурой | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не люблю физические нагрузки |
2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые люди считают меня холодным и черствым |
3. Я во всем ценю чистоту и порядок | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я позволяю себе быть неряшливым |
4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | «Мелочи жизни» меня не тревожат |
5. Все новое вызывает у меня интерес | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Часто новое вызывает у меня раздражение |
6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я человек спокойный и не люблю суетиться |
7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек |
8. Моя комната всегда аккуратно прибрана | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком |
9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не обращаю внимания на мелкие проблемы |
10. Мне нравятся неожиданности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я люблю предсказуемость событий |
11. Я не могу долго оставаться в неподвижности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне не нравится быстрый стиль жизни |
12. Я тактичен по отношения к другим людям | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда в шутку я задеваю самолюбие других |
13. Я методичен и пунктуален во всем | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень обязательный человек |
14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко тревожусь и редко чего- либо боюсь |
15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны |
16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не спеша выполняю чужие распоряжения |
17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я люблю поспорить с окружающими |
18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень настойчивый человек |
19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я могу расслабиться в любой ситуации |
20. У меня очень живое воображение | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир |
21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я скорее подчиненный, чем лидер |
22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Каждый должен уметь позаботиться о себе |
23. Я очень старательный во всех делах человек | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень усердствую на работе |
24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле |
25. Мне нравится мечтать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко увлекаюсь фантазиями |
26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство |
27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Без соперничества общество не могло бы развиваться |
28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе |
29. В необычной обстановке я часто нервничаю | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я легко привыкаю к новой обстановке |
30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не люблю тратить свое время на размышления |
31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не очень общительный человек |
32. Большинство людей добры от природы | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми |
33. Люди часто доверяют мне ответственные дела | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые считают меня безответственным |
34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем |
35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мое представление о красоте такое же, как и у других |
36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей |
37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Есть такие люди, которых я не люблю |
38. Я требователен и строг в работе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я пренебрегаю своими обязанностями |
39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | У меня очень редко бывает мрачное настроение |
40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными |
41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю уединение |
42. Большинство людей честные, и им можно доверять | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я отношусь подозрительно к другим людям |
43. Я обычно работаю добросовестно | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Люди часто находят в моей работе ошибки |
44. Я легко впадаю в депрессию | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне невозможно испортить настроение |
45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства |
46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта |
47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда мне нет дела до интересов других людей |
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю принимать решения быстро |
49. У меня много слабостей и недостатков | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | У меня высокая самооценка |
50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я |
51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю избегать опасных ситуаций |
52. Радость других я разделяю как собственную | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не всегда разделяю чувства других людей |
53. Я обычно контролирую свои чувства и желания | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне трудно сдерживать свои желания |
54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня |
55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я редко обращаю внимание на чужие переживания |
56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Мне не нравится находиться в многолюдных местах |
57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей |
58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Иногда я покупаю вещи импульсивно |
59. Иногда я чувствую себя жалким человеком | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Обычно я чувствую себя нужным человеком |
60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние |
61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей |
62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать |
63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков |
64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Обычно у меня ровное настроение |
65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком |
66. Я привлекателен для лиц противоположного пола | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком |
67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный |
68. Перед путешествием я намечаю точный план | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы |
69. Мое настроение легко меняется на противоположное | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я всегда спокоен и уравновешен |
70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям |
71. Мне нравится выглядеть вызывающе | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой |
72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами |
73. Я точно и методично выполняю свою работу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции |
74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Меня трудно вывести из себя |
75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | Я не хотел бы ничего в себе менять |
Спасибо!
Ключ к пятифакторному личностному опроснику МакКрае и Коста
Описание
Пятифакторный личностный опросник или тест «Большая пятерка» разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983–1985 годах. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R. Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета – модели личности.
Пятифакторный опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:
- экстраверсия – интроверсия;
- привязанность – обособленность;
- самоконтроль – импульсивность;
- эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
- экспрессивность – практичность.
В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А.Б. Хромовым в 1999 году.
Ключ к тесту
1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:
Оценочная шкала
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 | |
Баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.
Бланк ответов
I | II | III | IV | V | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
1.1 = | 2.1 = | 3.1 = | 4.1 = | 5.1 = | |||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||
1.2 = | 2.2 = | 3.2 = | 4.2 = | 4.3 = | |||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||
1.3 = | 2.3 = | 3.3 = | 3.4 = | 3.5 = | |||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | |||||
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | |||||
56 | 57 | 58 | 59 | 60 | |||||
1.4 = | 2.4 = | 3.4 = | 4.4 = | 5.4 = | |||||
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | |||||
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | |||||
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | |||||
1.5 = | 2.5 = | 3.5 = | 4.5 = | 5.5 = | |||||
I = | II = | III = | IV = | V = |
3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора «экстраверсия – интроверсия».
Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).
Интерпретация
На основе анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11–15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11–15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3–7 баллов), то для испытуемого, скорее всего, характерен признак подчиненности (конформности).
Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».
1. Экстраверсия – интроверсия
1.1. Активность – пассивность
1.2. Доминирование – подчиненность
1.3. Общительность – замкнутость
1.4. Поиск впечатлений – избегание впечатлений
1.5. Проявление – избегание чувства вины
2. Привязанность – обособленность
2.1. Теплота – равнодушие
2.2. Сотрудничество – соперничество
2.3. Доверчивость – подозрительность
2.4. Понимание – непонимание
2.5. Уважение других – самоуважение
3. Самоконтроль – импульсивность
3.1. Аккуратность – неаккуратность (отсутствие аккуратности)
3.2. Настойчивость – отсутствие настойчивости
3.3. Ответственность – безответственность
3.4. Самоконтроль поведения – импульсивность (отсутствие самоконтроля)
3.5. Предусмотрительность – беспечность
4. Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость
4.1. Тревожность – беззаботность
4.2. Напряженность – расслабленность
4.3. Депрессивность – эмоциональная комфортность
4.4. Самокритика – самодостаточность
4.5. Эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность
5. Экспрессивность – практичность
5.1. Любопытство – консерватизм
5.2. Любознательность – реалистичность
5.3. Артистичность – отсутствие артистичности
5.4. Сенситивность – нечувствительность
5.5. Пластичность – ригидность
Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51–75 баллов), средние (41–50 баллов) и низкие (15–40 баллов).
Описание факторов
Первый фактор | |
Экстраверсия | Интроверсия |
Высокие значения по фактору определяют направленность психики человека на экстраверсию. Типичные экстраверты отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности. В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонии. Экстраверты предпочитают работать с людьми. В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени. Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению |
Низкие значения по фактору характерны для интровертов. Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению |
Второй фактор | |
Привязанность | Обособленность |
Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям. Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей. Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе такие люди, как правило, пользуются уважением |
Низкие оценки по фактору свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний. Люди, имеющие низкие значения по этому фактору, холодно относятся к другим людям, часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Люди с такими характеристиками редко демократичным путем становятся руководителями |
Третий фактор | |
Самоконтроль (высокий самоконтроль поведения) |
Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения. На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах. Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью. Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам |
Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни». Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам. Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно относиться к моральным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собственной выгоды он способен на нечестность и обман. Такой человек, как правило, живет одним днем, не заглядывая в свое будущее |
Четвертый фактор | |
Эмоциональная устойчивость | Эмоциональная неустойчивость |
Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах |
Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом |
Пятый фактор | |
Экспрессивность | Практичность |
Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке. Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек |
Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реалистично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи. Такой человек часто озабочен своими материальными проблемами, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы. Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он проявляет постоянство своих привычек и интересов. Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпочитает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он несентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор. Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логической меркой, ищет рациональных объяснений и практической выгоды |
Поделиться