Методика определения направленности личности — на достижение успеха/ избегание неудачи (А. А. Реан )

Методика А. А. Реана

 

Ф.И.О.: _______________________

Дата: ______________

 

Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений. Прочитайте их и оцените, насколько каждое из них соответствует вашему представлению о себе. Отметьте в бланке свой выбор: «да» — совпадает, «нет» — не совпадает. При этом выбор «да» включает в себя также ответ «скорее да, чем нет», а выбор «нет» включает «скорее нет, чем да».

Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, чаще всего является наиболее точным.

 


п/п

Утверждение

Соответствует

да

нет

1

Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех    

2

В деятельности я активен    

3

Я склонен к проявлению инициативности    

4

Если необходимо выполнить ответственное задание, я по возможности стараюсь найти причины отказаться от него    

5

Я часто выбираю крайности: либо слишком легкие задания, либо нереально трудные    

6

При встрече с препятствиями в большинстве случаев не отступаю, а ищу способы их преодоления    

7

При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов    

8

Продуктивность моей деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля    

9

При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается    

10

Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели    

11

Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу    

12

Если рискую, то, скорее, с умом, а не бесшабашно    

13

Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль    

14

Я предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие    

15

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается    

16

При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач    

17

Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время    

18

При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное    

19

В случае неудачи при выполнении чего-либо — от поставленной цели я чаще всего не отказываюсь    

20

Если задание выбрал себе сам, то при неудаче его притягательность для меня еще больше возрастает    

 

Ключ к опроснику

Выбор «да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20.
Выбор «нет»: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.

Обработка результатов и критерии оценки

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем подсчитывается общее количество набранных баллов.

Интерпретация количественных показателей:

  • от 1 до 7 баллов — преобладает мотивация к избеганию неудачи (ее боязнь);
  • от 14 до 20 — превалирует мотивация к достижению успеха (надежда на успех);
  • от 8 до 13 — мотивационный полюс ярко не выражен (8 или 9 — есть тенденция к избеганию неудачи;
  • 12 или 13 — есть тенденция к достижению успеха).

Направленность на достижение успеха относится к позитивной мотивации: принимаясь за дело, человек стремится к достижению цели, созиданию, надеется получить позитивные результаты. В основе его активности лежит потребность в достижении высоких результатов и на основании этого — высокой самооценки. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных задач.

Направленность на избегание неудачи относится к негативной мотивации: деятельность человека связана с потребностью избежать провала, наказания, порицания, срыва. Его активность определяется воздействием негативных ожиданий. Принимаясь за дело, такой человек заранее боится возможной неудачи, поэтому больше думает о том, как ее избежать, а не о способах достижения успеха. Такие люди обычно не уверены в своих силах, отличаются повышенной тревожностью, что, впрочем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Они стараются избегать ответственных заданий, а при возникновении подобной необходимости у них возрастает ситуативная тревожность (вплоть до развития состояния паники).

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1