Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

Когда понадобится: для диагностики навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования самоорганизации деятельности.

 

Ф. И. О. оцениваемого ________________________________________
Возраст (полных лет)

________________________________________

Должность

________________________________________

Подразделение

________________________________________

Дата заполнения

________________________________________

 

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений, касающихся различных сторон Вашей жизни и способов  обращения со временем. Обведите на шкале ту цифру, которая в наибольшей мере характеризует  Вас и отражает Вашу точку зрения.

Где:

  • 1 – полное несогласие;
  • 7 – полное согласие с данным утверждением;
  • 4 – середина шкалы, остальные цифры – промежуточные значения.

Тестовое задание

Вопрос Ответ
1 Мне требуется много времени, чтобы «раскачаться» и начать действовать 1 2 3 4 5 6 7
2 Я планирую мои дела ежедневно 1 2 3 4 5 6 7
3 Меня выводят из себя и выбивают из привычного графика  непредвиденные дела 1 2 3 4 5 6 7
4 Обычно я намечаю программу на день и стараюсь ее выполнить 1 2 3 4 5 6 7
5 Мне бывает трудно завершить начатое 1 2 3 4 5 6 7
6 Я не могу отказаться от начатого дела, даже если оно мне «не по зубам» 1 2 3 4 5 6 7
7 Я знаю, чего хочу, и делаю все, чтобы этого добиться 1 2 3 4 5 6 7
8 Я заранее выстраиваю план предстоящего дня 1 2 3 4 5 6 7
9 Мне более важно то, что я делаю и переживаю в данный момент, а не то,  что будет или было 12 3 4 5 6 7
10 Я могу начать делать несколько дел и ни одно из них не закончить 1 2 3 4 5 6 7
11 Я планирую мои повседневные дела согласно определенным принципам 1 2 3 4 5 6 7
12 Я считаю себя человеком, живущим «здесь и сейчас» 1 2 3 4 5 6 7
13 Я не могу перейти к другому делу, если не завершил предыдущего 12 3 4 5 6 7
14 Я считаю себя целенаправленным человеком 1 2 3 4 5 6 7
15 Вместо того чтобы заниматься делами, я часто попусту трачу время 1 2 3 4 5 6 7
16 Мне нравится вести дневник и фиксировать в нем происходящее со мной 1 2 3 4 5 6 7
17 Иногда я даже не могу заснуть, вспомнив о недоделанных делах 1 2 3 4 5 6 7
18 Мне есть к чему стремиться 1 2 3 4 5 6 7
19 Мне нравится пользоваться ежедневником и иными средствами  планирования времени 1 2 3 4 5 6 7
20 Моя жизнь направлена на достижение определенных результатов 1 2 3 4 5 6 7
21 У меня бывают трудности с упорядочением моих дел 1 2 3 4 5 6 7
22 Мне нравится писать отчеты по итогам работы 1 2 3 4 5 6 7
23 Я ни к чему не стремлюсь 1 2 3 4 5 6 7
24 Если я не закончил какое-то дело, то это не выходит у меня из головы 1 2 3 4 5 6 7
25 У меня есть главная цель в жизни 1 2 3 4 5 6 7

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту самоорганизации деятельности

Описание

Опросник самоорганизации деятельности предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования самоорганизации деятельности.

Он может быть использован в психологическом и организационном консультировании, в образовательных программах, тренингах и как методика диагностики тайм-менеджмента в процессе профессиональной подготовки.

Эффективный тайм-менеджмент (управление временем) согласно предлагаемой методике складывается из следующих составляющих:

  • планомерность;
  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • фиксация (фиксация на структурировании деятельности);
  • самоорганизация (посредством внешних средств);
  • ориентация на настоящее.

Обработка результатов

По каждому фактору суммируйте результаты каждого пункта (соответствующие позициям, отмеченным тестируемым), входящего в данный фактор.

Результаты по «обратным» пунктам, отмеченным знаком «–», переводятся в нисходящую шкалу, то есть 1 балл заменяется на 7 баллов, 2 балла – на 6 баллов и т. п.

Ключ к тесту

Названия факторов / шкал Вес шкалы в общем значении Пункты
Планомерность 13,9% 2, 4, 8, 11
Целеустремленность 10,9% 7, 14, 18, 20, 23(–), 25
Настойчивость 11,5% l(–), 5(–), 10(–), 15(–), 21(–)
Фиксация (фиксация на структурировании деятельности) 9,3% 3, 6, 13, 17, 24
Самоорганизация (посредством внешних средств) 8,8% 16, 19, 22
Ориентация на настоящее 6,2% 9, 12

 

Нормы (средние значения)

Шкалы Мужчины Женщины
Среднее значение Отклонение
(+/–)
Среднее значение Отклонение
(+/–)
Планомерность 19,03 4,61 17,41 5,43
Целеустремленность 32,96 4,79 32,48 7,13
Настойчивость 19,57 5,49 22,19 6,21
Фиксация 19,19 4,75 18,47 5,45
Самоорганизация 9,99 5,00 9,49 4,14
Ориентация на настоящее 8,51 1,86 8,27 3,19
Общий показатель 109,24 15,13 108,30 19,02 

 

Интерпретация

Далее приведены интерпретации результатов по следующей градации: высокие, средние, низкие баллы по каждой из шкал и по общему суммарному баллу.

Шкала «Планомерность»

Шкала «Планомерность» измеряет степень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам.

Высокие баллы Вы достаточно планомерны, предпочитаете последовательно реализовывать поставленные цели, имеете развитые навыки тактического планирования
Средние баллы Вы в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей
Низкие баллы Вам может сложно даваться планирование Вашей деятельности и планомерное следование разработанному плану

 

Шкала «Целеустремленность»

Шкала «Целеустремленность» измеряет способность личности сконцентрироваться на цели.

Высокие баллы Вы целеустремленны и целенаправленны, знаете, чего хотите и к чему стремитесь, идете по направлению к своим целям
Средние баллы Вы достаточно хорошо видите и понимаете свои цели, способны достигать их, хотя в Вашей жизни могут быть периоды, когда не вся Ваша деятельность направлена на достижение каких-либо ясных для Вас целей
Низкие баллы Вы не всегда четко видите свои цели или не склонны ставить перед собой конкретные цели, Вам может быть не свойственно к чему-либо целенаправленно стремиться и прилагать усилия для достижения поставленных целей

 

Шкала «Настойчивость»

Шкала «Настойчивость» измеряет склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности.

Высокие баллы Вас можно охарактеризовать как волевого и организованного человека, способного усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело
Средние баллы Вы достаточно организованны и структурированы, способны на волевые усилия, хотя и можете оставлять начатое дело, переключаясь на более значимые для Вас виды деятельности
Низкие баллы Вам может быть сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, Вы склонны отвлекаться на посторонние дела

 

Шкала «Фиксация»

Шкала «Фиксация» измеряет склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени.

Высокие баллы Вы исполнительный и обязательный человек, стремитесь всеми возможными способами завершить начатое дело. Возможно, Вы можете быть недостаточно гибкими в планировании своей деятельности и в построении отношений
Средние баллы Вы достаточно гибкий человек в планировании своей деятельности и в построении отношений, тем не менее Вы стремитесь выполнять данные Вами обязательства
Низкие баллы Вы гибкий человек, легко переключаетесь на новые виды деятельности и отношения. В отдельных ситуациях Вы можете восприниматься недостаточно обязательным и последовательным

 

Шкала «Самоорганизация»

Шкала «Самоорганизация» измеряет склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности.

Высокие баллы Вы обладаете высоким уровнем самоорганизации, при планировании склонны пользоваться вспомогательными средствами (ежедневником, планингом, бюджетированием времени)
Средние баллы При планировании своего рабочего и личного времени Вы можете полагаться как на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планинги), так и на свою природную организованность
Низкие баллы Вы не склонны при организации своей деятельности прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем, что может негативно сказываться на Вашем уровне самоорганизации

 

Шкала «Ориентация на настоящее»

Шкала «Ориентация на настоящее» измеряет временную ориентацию на настоящее.

Высокие баллы Вы склонны фиксироваться на происходящем с Вами в настоящий момент времени, для Вас переживания и происходящее «здесь и сейчас» имеет особую ценность и значимость
Средние баллы Вы способны видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее наряду с происходящим с Вами в настоящий момент времени
Низкие баллы Вы склонны находить более ценным Ваше психологическое прошлое или будущее, нежели происходящее с Вами «здесь и сейчас»

 

Общий суммарный балл

Высокий общий суммарный балл характеризует человека, которому свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости.

Низкий общий суммарный балл характеризует человека, для которого будущее достаточно туманно, ему не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. В то же время это позволяет ему достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «застревая» на структурированности и на текущих ощущениях.

Высокие баллы Вам свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению. Возможно, в отдельных видах деятельности Вы можете быть чрезмерно структурированы, организованны и недостаточно гибки. Тем не менее Вы достаточно эффективно можете структурировать свою деятельность
Средние баллы Вы способны сочетать структурированный подход к организации времени своей жизни со спонтанностью и гибкостью, умеете ценить все составляющие Вашего психологического времени и извлекать для себя ценный опыт из многоплановости своей жизни
Низкие баллы Вы предпочитаете жить спонтанно, не привязывать свою деятельность к жесткой структуре и целям. Ваше будущее для Вас самого достаточно туманно, Вам не свойственно четко планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, однако это позволяет Вам достаточно быстро и гибко переключаться на новые виды активности, не «застревая» на структурировании своей деятельности
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться