Жидкий и кристаллизованный интеллект

Жидкий и кристаллизованный интеллект - одна из многих теорий интеллекта в психологии. Жидкий интеллект включает в себя способность рассуждать и мыслить гибко, в то время как кристаллизованный интеллект относится к накоплению знаний, фактов и навыков, которые приобретаются в течение жизни.

Теория жидкого и кристаллизованного интеллекта была впервые предложена психологом Раймондом Кэттеллом он развил ее вместе со своим учеником Джоном Хорном. Теория предполагает, что интеллект состоит из различных способностей, которые взаимодействуют и работают вместе для создания общего индивидуального интеллекта.

Люди часто утверждают, что с возрастом их интеллект снижается. Однако исследования показывают, что если флюидный интеллект начинает снижаться после подросткового возраста, то кристаллизованный интеллект продолжает расти на протяжении всей взрослой жизни.


Fluid Intelligence

Кэттелл определил текучий интеллект как "способность воспринимать отношения независимо от предыдущей конкретной практики или обучения, касающегося этих отношений"."

Что такое текучий интеллект?

Текучий интеллект подразумевает способность мыслить и рассуждать абстрактно и решать проблемы. Эта способность считается независимой от обучения, опыта и образования.

Когда вы сталкиваетесь с совершенно новой проблемой, которую невозможно решить с помощью имеющихся знаний, вы должны полагаться на текучий интеллект, чтобы решить ее.

Примеры текучего интеллекта включают:

  • Придумывание стратегий решения проблем
  • Интерпретация статистических данных
  • Философские рассуждения
  • Решение головоломок или абстрактных проблем

Жидкостный интеллект имеет тенденцию к снижению в позднем взрослом возрасте. Некоторые когнитивные навыки, связанные с текучим интеллектом, также имеют тенденцию к снижению по мере достижения зрелого возраста.

Кристаллизованный интеллект

Кристаллизованный интеллект включает в себя знания, полученные в результате предшествующего обучения и прошлого опыта.

Что такое кристаллизованный интеллект?

Кристаллизованный интеллект основан на фактах и укоренен в опыте. По мере старения и накопления новых знаний и понимания кристаллизованный интеллект становится сильнее.

Примеры кристаллизованного интеллекта включают:

  • Запоминание текста
  • Запоминание словарного запаса
  • Вспоминание того, как что-то сделать
  • Вспоминание дат и мест

Как и следовало ожидать, этот тип интеллекта имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Чем больше обучения и опыта вы получаете, тем больше растет ваш кристаллизованный интеллект.

Различия между текучим и кристаллизованным интеллектом

Существует несколько способов, которыми отличается каждый тип интеллекта.

Жидкостный интеллект

  • Определяет текущие способности

  • Включает в себя открытость к изучению новых вещей

  • Уменьшается с возрастом

Кристаллизованный интеллект

  • Относится к предыдущему обучению

  • Включает в себя припоминание конкретных фактов

  • Увеличивается с возрастом

    ./li>

Жидкий интеллект и его аналог, кристаллизованный интеллект, являются факторами того, что Кэттелл называл общим интеллектом.

В то время как текучий интеллект включает нашу текущую способность рассуждать и работать со сложной информацией вокруг нас, кристаллизованный интеллект включает обучение, знания и навыки, которые приобретаются в течение всей жизни.

Несмотря на свое название, кристаллизованный интеллект не является формой текущего интеллекта, который стал "кристаллизованным". Вместо этого эти два аспекта общего интеллекта считаются отдельными и разными.

Изменения в текучем и кристаллизованном интеллекте

Текучий и кристаллизованный интеллект имеют тенденцию меняться в течение жизни, при этом определенные умственные способности достигают своего пика в разные моменты.

Долгое время считалось, что текучий интеллект достигает своего пика в раннем возрасте, однако исследование, опубликованное в 2015 году, предполагает, что некоторые аспекты текущего интеллекта могут достигать своего пика уже в 40 лет. Кристаллический интеллект, как правило, достигает пика в более позднем возрасте, достигая своего апогея примерно в 60-70 лет.

Некоторые моменты, которые следует помнить о текучем и кристаллическом интеллекте:

  • Общий уровень интеллекта растет в детстве и подростковом возрасте.
  • Кристаллический интеллект продолжает расти в зрелом возрасте.
  • Многие аспекты жидкого интеллекта достигают пика в подростковом возрасте и начинают прогрессивно снижаться примерно с 30-40 лет.

Тесты на жидкий и кристаллический интеллект

Считается, что стандартные тесты IQ не полностью отражают уровень жидкого и кристаллического интеллекта человека. Итак, какие тесты могут измерить эти типы интеллекта?

Тесты, измеряющие текучий интеллект:

  • Тест прогрессивных матриц Равена (RPM) - это невербальный тест, который просит человека рассмотреть различные фигуры и выбрать одну из них для завершения рисунка.
  • Тест когнитивных способностей Вудкока-Джонсона измеряет когнитивные навыки и достижения его часто проводят для детей, чтобы оценить их для прохождения продвинутых академических курсов.
  • Шкала интеллекта Вехслера для детей измеряет вербальные навыки, умение рассуждать и память. Она в основном применяется для детей в возрасте от шести до 16 лет.

Тесты, измеряющие кристаллизованный интеллект:

  • Тесты на словарный запас и общие знания
  • Шкала интеллекта Вехслера для взрослых (WAIS) - это мера когнитивных способностей, разработанная для взрослых. Она дает отдельные баллы за различные области, а не общий балл интеллекта.

Улучшение жидкого и кристаллизованного интеллекта

Прошлые исследования интеллекта предполагали, что люди на самом деле не имеют особого контроля над своим интеллектом. Вместо этого считалось, что наш IQ во многом определяется генетикой, а обучающие программы, направленные на повышение IQ, как правило, малоэффективны.

Напротив, анализ предыдущих исследований, опубликованный в 2014 году, показал, что с помощью тренировки мозга можно повысить текучий интеллект.

Однако исследователи обнаружили, что тренировка также повышает несвязанные когнитивные навыки, включая способность рассуждать и решать новые проблемы совершенно независимо от ранее приобретенных знаний.

По сути, с помощью тренировок человек может быть способен заниматься абстрагированием мыслей и идей так же легко, как и рассуждать на основе знаний.

Как улучшить текучий интеллект

  • Вызовите себя
  • Смешайте свою рутину
  • Размышляйте творчески
  • Общайтесь на регулярной основе

С другой стороны, кристаллический интеллект - это то, что можно улучшить с помощью обучения. Чем больше у вас накопленных знаний, тем более кристаллизованным интеллектом вы будете обладать.

Как улучшить кристаллизованный интеллект

  • Выучите новый язык
  • Овладейте новым навыком
  • Пойдите на курсы
  • .Читать книги

Стремление к новым знаниям помогает со временем развивать кристаллический интеллект, но, бросая себе вызов новым впечатлениям, можно улучшить и текучий интеллект.

Как жидкий и кристаллизованный интеллект работают вместе

Имеет ли один из этих типов интеллекта тенденцию быть более важным?

Оба типа интеллекта одинаково важны в повседневной жизни. Например, при сдаче экзамена по психологии вам может понадобиться использовать текучий интеллект, чтобы придумать стратегию решения статистической задачи, и кристаллизованный интеллект, чтобы вспомнить точные формулы, которые вам нужно использовать.

Хотя каждый из них является отдельным типом интеллекта, текучий и кристаллизованный интеллект взаимосвязаны. Кристаллизованный интеллект формируется благодаря использованию флюидного интеллекта при усвоении информации.

Используя флюидный интеллект для рассуждения и обдумывания проблем, информацию можно перенести в долгосрочную память, чтобы она стала частью кристаллизованного интеллекта.

A Word From Verywell

Участники исследования обычно выполняют интенсивные и сложные задачи по тренировке мозга в течение относительно короткого периода времени. Но это не значит, что те же методы нельзя применить в собственной жизни. Принципы одни и те же.

Ищите новые вызовы. Интеллектуальный рост не достигается, если придерживаться старых привычек. Продолжайте исследовать новое в жизни и учиться новому. Выучите новый язык. Возьмите уроки игры на фортепиано. Посетите новую страну и познакомьтесь с ее жителями и культурой.

Все эти виды деятельности помогают вашему мозгу быть вовлеченным, испытывать трудности и сосредоточиться на изучении новых вещей новыми способами.

Как генетика и среда влияют на интеллект 18 источников Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.

  1. Ziegler M, Danay E, Heene M, Asendorpf J, Buhner M. Openness, fluid intelligence, and crystallized intelligence: Toward an integrative model. Journal of Research in Personality. 2012-46(2):173-183. doi:10.1016/j.jrp.2012.01.002

  2. Horn JL, Cattell RB. Возрастные различия в жидком и кристаллизованном интеллекте. Acta Psychologica. 1967 26:107-129. doi:10.1016/0001-6918(67)90011-x

  3. Kievit RA, Davis SW, Griffiths J, Correia MM, Cam-can, Henson RN. A watershed model of individual differences in fluid intelligence. Neuropsychologia. 2016-91:186-198. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2016.08.008

  4. Ghisletta P, Rabbitt P, Lunn M, Lindenberger U. Two thirds of the age-based changes in fluid and crystallized intelligence, perceptual speed, and memory in adulthood are shared. Intelligence. 2012-40(3):260-268. doi:10.1016/j.intell.2012.02.008

  5. Unsworth N, Fukuda K, Awh E, Vogel EK. Рабочая память и текучий интеллект: Capacity, attention control, and secondary memory retrieval. Cognitive Psychology. 2014-71:1-26. doi:10.1016/j.cogpsych.2014.01.003

  6. Horn JL. Organization of abilities and the development of intelligence. Psychological Review. 1968 75(3):242-259. doi:10.1037/h0025662

  7. Barbey AK. Network Neuroscience Theory of Human Intelligence. Trends Cogn Sci (Regul Ed). 2018-22(1):8-20. doi:10.1016/j.tics.2017.10.001

  8. Brown RE. Hebb and Cattell: The Genesis of the Theory of Fluid and Crystallized Intelligence. Front Hum Neurosci. 2016-10:606. doi:10.3389/fnhum.2016.00606

  9. Hartshorne JK, Germine LT. Когда когнитивное функционирование достигает пика? The asynchronous rise and decline of different cognitive abilities across the life span. Psychol Sci. 2015-26(4):433-43. doi:10.1177/0956797614567339

  10. Desjardins, R., & Warnke, A. Ageing and skills: Обзор и анализ приобретения и потери навыков в течение жизни и во времени. OECD Education Working Papers. 2012- 72. doi:10.1787/5k9csvw87ckh-en

  11. Happe F. Crystallized intelligence. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. doi:10.1007/978-1-4419-1698-3_1723

  12. Taub GE, McGrew KS. Woodcock-Johnson Tests of Cognitive Abilities III's cognitive performance model. Journal of Psychoeducational Assessment. 2013-32(3):187-201. doi:10.1177/0734282913504808

  13. Gomez R, Vance A, Watson SD. Структура шкалы интеллекта Вехслера для детей - четвертое издание в группе детей с СДВГ. Front Psychol. 2016-7:737. doi:10.3389/fpsyg.2016.00737

  14. Hidese S, Ota M, Matsuo J, et al. Correlation between the Wechsler Adult Intelligence Scale- 3rd edition metrics and brain structure in healthy individuals: A whole-brain magnetic resonance imaging study. Front Hum Neurosci. 2020-14. doi:10.3389/fnhum.2020.00211

  15. Goodey CF. A History of Intelligence and "Intellectual Disability": The Shaping of Psychology in Early Modern Europe. Ashgate 2011.

  16. Au J, Sheehan E, Tsai N, Duncan GJ, Buschkuehl M, Jaeggi SM. Improving fluid intelligence with training on working memory: a meta-analysis. Psychon Bull Rev. 2015-22(2):366-77. doi:10.3758/s13423-014-0699-x

  17. Stankov L, Lee J. We can boost IQ: Пересмотр эксперимента Кващева. J Intell. 2020-8(4):41. doi:10.3390/jintelligence8040041

  18. Ybarra O, Winkielman P, Yeh I, Burnstein E, Kavanagh L. Friends (and sometimes enemies) with cognitive benefits: Какие типы социальных взаимодействий повышают исполнительное функционирование? Social Psychological and Personality Science. 2010. doi:10.1177/1948550610386808

Дополнительное чтение

  • Horn, J. and Cattell, R. Age differences in fluid and crystallized intelligence. Acta Psychologica. 1967 26,107-129. doi:10.1016/0001-6918(67)90011-X

Кендра Черри
Кендра Черри, МС, автор и консультант по вопросам образования, помогающая студентам изучать психологию.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • verywellmind.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться