Бронислав Малиновский, один из ключевых фигур в развитии антропологии, внес значительный вклад в развитие функционализма. Его центральный тезис: культуру следует анализировать не только через ее отдельные черты, но и через ее институты, которые выполняют определенные функции в обществе.
Институты vs. Черты:
Малиновский критиковал подход, который рассматривал культуру как набор изолированных элементов, не учитывая их взаимосвязи. Он подчеркивал, что такие институты, как парламентское правительство, играют значительную роль в жизни общества, в то время как обычаи, вроде использования палочек для еды, являются частью более широкого комплекса институтов, удовлетворяющих потребности питания.
Функционализм как цельный подход:
Функционализм Малиновского акцентировал внимание на взаимосвязи между различными элементами культуры. Он видел общество как единый организм, где каждый элемент выполняет свою функцию и зависит от других. Этот подход рассматривает слова, действия и мысли как значимые элементы, которые должны быть изучены в контексте всей социальной структуры.
Взаимозависимость и гармония:
Малиновский считал, что жизнь общества невозможна без упорядоченной структуры взаимоусиливающих ожиданий и ролей, которая объединяет ее части в гармоничное целое. Он подчеркивал, что понимание взаимозависимости социальных явлений позволяет глубже проанализировать динамику общественной жизни.
Культура как механизм социальной интеракции:
Функционалист И. Льюис подчеркивал, что изучение различных культур и обществ должно фокусироваться на социальных отношениях, рассматривая культуру как механизм социальной интеракции. Он считал, что американские антропологи, фокусируясь на культуре, недооценивают социальное измерение.
Культура и общество: диалектика:
В противовес американским антропологам, функционалисты видели диалектику между культурой и обществом в обратном направлении. Они считали, что социальные отношения первичны, а культурные феномены вторичны.
Социальная жизнь как драматургия:
Льюис сравнивал социальную жизнь с театральным представлением, где члены общества играют различные роли, взаимодействуя друг с другом. Он интересовался, как эти роли влияют на общественную динамику, как разные произведения одной и той же пьесы могут интерпретироваться по-разному, и как социальные изменения могут вынуждать актеров принимать новые роли.
Психобиологический функционализм:
Малиновский считал, что биологические и психологические потребности лежат в основе отношения человека к культуре. Он утверждал, что культура выполняет важную функцию, удовлетворяя эти потребности. В частности, экспрессивные элементы культуры, такие как религия, магия, искусство, помогают удовлетворить психологические потребности.
Основные потребности и культурные ответы:
Малиновский выделял базовые потребности человека, которые затем ведут к культурным императивам (вторичным потребностям). Эти потребности трансформируются в культурные ответы - определенные технические навыки, инструменты и модели поведения, характерные для каждого общества.
Индивидуализация и интеграция:
Несмотря на то, что Малиновский акцентировал внимание на базовых потребностях человека, он считал, что эти потребности, в первую очередь, удовлетворяются не на уровне группы, а на уровне индивидуального сознания.
Различие от структурного функционализма:
Малиновский подчеркивал важность индивида и биологии в изучении культуры, что отличало его от структурного функционализма, который фокусировался на социальных структурах и их функциях.
Культура как социальное наследие:
Малиновский интересовался не эволюцией, а изучением культуры в конкретный момент времени. Он подчеркивал важность полевых исследований и междисциплинарного подхода.
Ограничения функционализма:
Функционализм, по своей сути, статический, не учитывающий изменения. Его внимание сосредоточено на синхронности, изучении состояния общества в данный момент времени, без учета исторического развития.
Основные положения функционализма Малиновского:
- Исторический процесс непознаваем.
- Этнология изучает функции культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленность в рамках каждой отдельной культуры.
- Социальные институции - это нормы и модели поведения, которые регулируют взаимодействие людей.
- Культура служит нуждам индивида, удовлетворяя его базовые, производные и интегративные потребности.
- Каждый элемент культуры выполняет определенную функцию.
Влияние на этнопсихологию:
Функционализм Малиновского оказал влияние на этнопсихологию, которая рассматривает различные культурные явления с точки зрения их функционального значения.
Функционализм как отправная точка:
Малиновский, с его идеями о взаимосвязи между культурой, обществом и индивидом, заложил основы для дальнейшего развития антропологии, включая структурный функционализм, культуру и личность и другие направления.
Поделиться