Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание

В.Е. Каган, в своей статье Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание, исследует влияние тоталитарного режима на семью и семейное воспитание. Он утверждает, что тоталитарное сознание, проникшее во все сферы жизни, глубоко укоренилось в семейных отношениях, искажая традиции и духовное воспроизводство.

Каган подчеркивает, что тоталитарное сознание не является чем-то внешним, навязываемым индивиду, а имеет глубокие корни в самой структуре человеческого познания. Он цитирует Э. Гринвальда, который описывает тоталитарное Я - комплекс когнитивных свойств, играющий охранительную роль в организации знания.

В статье анализируется, как тоталитарный режим исказил семейное воспитание:

  • Разрушение традиций: Воинствующий антитрадиционализм и атеизм подорвали ритуалы брака, заменив их формальной регистрацией.
  • Идеологическая селекция: Тоталитарное государство контролировало половую и сексуальную культуру, уродуя ее и подрывая здоровье семьи.
  • Коллективное воспитание: Идея коллективного воспитания, с ее монополией государства на образование, использовалась для привлечения женщин к дешевому труду.
  • Программирование семьи: Тоталитарные программы семейного воспитания навязывали идею, что интересы родителей совпадают с интересами государства, хотя реальность была совсем иной.

Каган анализирует последствия тоталитарного режима для семейных отношений:

  • Внутренняя эмиграция: Семья становится местом внутренней эмиграции от внешнего прессинга.
  • Психологическое отрицание: Семья отвергает ценности тоталитарного государства.
  • Фантомная семья: В этой семье противоречия между ценностями семьи и тоталитарного режима маскируются психозащитными механизмами.

Каган приводит характеристику тоталитарного сознания, как феномена, который, лишенный своей обычной среды, проявляется в межличностных отношениях, в том числе в семье:

  • Догматичность: Закрытость сознания опыту, некритическое доверие к коллективному разуму.
  • Раздвоенность: Разделение приватного и социального Я.
  • Инфантильность: Упования на внешние инстанции, перенос ответственности за неудачи.
  • Страх: Отсутствие чувства стабильности и безопасности.
  • Избегание неудач: Как главный мотив поведения, вместо достижения новых результатов.
  • Заниженная самооценка: Недостаточное принятие своего Я.

Автор подчеркивает, что тоталитарная система не просто навязывает тоталитарное сознание, а апеллирует к уже существующим его предпосылкам, усиливая их:

  • Закрытость опыту: Цензура, дезинформация, контроль за умами.
  • Единообразные нормативы: Клише осмысления жизни, себя и своего места в жизни.
  • Фокус на великих достижениях: Лозунги, пропаганда, система наград.
  • Идентификационные образцы: Пропаганда идеального Я, которому нужно подражать.

Каган утверждает, что тоталитарная система стремится не просто трансформировать личность, а заставить ее идентифицировать себя с тоталитарным Я.

Далее, автор анализирует влияние тоталитарного сознания на семейное воспитание:

  • Внутренний конфликт: Противоречия в сознании родителей, размытость идентификации, деформация идентификационных процессов у детей.
  • Противостояние взрослых и детей: Неосознаваемое переживание родителями тоталитарного прессинга, перенос его на детей.
  • Парциальная ответственность: Родители чувствуют ответственность за детей только за хорошие результаты, сваливая вину за плохие на других.
  • Контроль: Тотальный контроль за жизнью ребенка, переживаемый как недоверие и унижение.
  • Манипуляции: Переход от воспитания к манипуляциям, попытка искоренить зло в ребенке.
  • Отторжение самости: Подавление и отсечение самостоятельности ребенка.
  • Внутренние критерии оценки: Внешние критерии важнее личности ребенка.
  • Потребность в главенстве: Партнерство с ребенком вытесняется потребностью в доминировании.
  • Двоемыслие: Родители говорят о свободе и любви, но на самом деле контролируют ребенка.
  • Вербальное воспитание: Недостаточная рефлексия приводит к преобладанию запретов и отрицания.
  • Психологическое насилие: Создает атмосферу страха и отчуждения, стимулирует тоталитарное Я.

Каган заключает, что тоталитарное сознание порождает психологическое насилие в семье, усиливая внутренние препятствия к личностному росту ребенка. Он призывает к междисциплинарным исследованиям тоталитарного сознания и его влияния на семейные отношения.

В целом, статья Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание представляет собой глубокий и актуальный анализ влияния тоталитарного режима на семейные отношения и воспитание ребенка.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться