В.Е. Каган, в своей статье Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание, исследует влияние тоталитарного режима на семью и семейное воспитание. Он утверждает, что тоталитарное сознание, проникшее во все сферы жизни, глубоко укоренилось в семейных отношениях, искажая традиции и духовное воспроизводство.
Каган подчеркивает, что тоталитарное сознание не является чем-то внешним, навязываемым индивиду, а имеет глубокие корни в самой структуре человеческого познания. Он цитирует Э. Гринвальда, который описывает тоталитарное Я - комплекс когнитивных свойств, играющий охранительную роль в организации знания.
В статье анализируется, как тоталитарный режим исказил семейное воспитание:
- Разрушение традиций: Воинствующий антитрадиционализм и атеизм подорвали ритуалы брака, заменив их формальной регистрацией.
- Идеологическая селекция: Тоталитарное государство контролировало половую и сексуальную культуру, уродуя ее и подрывая здоровье семьи.
- Коллективное воспитание: Идея коллективного воспитания, с ее монополией государства на образование, использовалась для привлечения женщин к дешевому труду.
- Программирование семьи: Тоталитарные программы семейного воспитания навязывали идею, что интересы родителей совпадают с интересами государства, хотя реальность была совсем иной.
Каган анализирует последствия тоталитарного режима для семейных отношений:
- Внутренняя эмиграция: Семья становится местом внутренней эмиграции от внешнего прессинга.
- Психологическое отрицание: Семья отвергает ценности тоталитарного государства.
- Фантомная семья: В этой семье противоречия между ценностями семьи и тоталитарного режима маскируются психозащитными механизмами.
Каган приводит характеристику тоталитарного сознания, как феномена, который, лишенный своей обычной среды, проявляется в межличностных отношениях, в том числе в семье:
- Догматичность: Закрытость сознания опыту, некритическое доверие к коллективному разуму.
- Раздвоенность: Разделение приватного и социального Я.
- Инфантильность: Упования на внешние инстанции, перенос ответственности за неудачи.
- Страх: Отсутствие чувства стабильности и безопасности.
- Избегание неудач: Как главный мотив поведения, вместо достижения новых результатов.
- Заниженная самооценка: Недостаточное принятие своего Я.
Автор подчеркивает, что тоталитарная система не просто навязывает тоталитарное сознание, а апеллирует к уже существующим его предпосылкам, усиливая их:
- Закрытость опыту: Цензура, дезинформация, контроль за умами.
- Единообразные нормативы: Клише осмысления жизни, себя и своего места в жизни.
- Фокус на великих достижениях: Лозунги, пропаганда, система наград.
- Идентификационные образцы: Пропаганда идеального Я, которому нужно подражать.
Каган утверждает, что тоталитарная система стремится не просто трансформировать личность, а заставить ее идентифицировать себя с тоталитарным Я.
Далее, автор анализирует влияние тоталитарного сознания на семейное воспитание:
- Внутренний конфликт: Противоречия в сознании родителей, размытость идентификации, деформация идентификационных процессов у детей.
- Противостояние взрослых и детей: Неосознаваемое переживание родителями тоталитарного прессинга, перенос его на детей.
- Парциальная ответственность: Родители чувствуют ответственность за детей только за хорошие результаты, сваливая вину за плохие на других.
- Контроль: Тотальный контроль за жизнью ребенка, переживаемый как недоверие и унижение.
- Манипуляции: Переход от воспитания к манипуляциям, попытка искоренить зло в ребенке.
- Отторжение самости: Подавление и отсечение самостоятельности ребенка.
- Внутренние критерии оценки: Внешние критерии важнее личности ребенка.
- Потребность в главенстве: Партнерство с ребенком вытесняется потребностью в доминировании.
- Двоемыслие: Родители говорят о свободе и любви, но на самом деле контролируют ребенка.
- Вербальное воспитание: Недостаточная рефлексия приводит к преобладанию запретов и отрицания.
- Психологическое насилие: Создает атмосферу страха и отчуждения, стимулирует тоталитарное Я.
Каган заключает, что тоталитарное сознание порождает психологическое насилие в семье, усиливая внутренние препятствия к личностному росту ребенка. Он призывает к междисциплинарным исследованиям тоталитарного сознания и его влияния на семейные отношения.
В целом, статья Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание представляет собой глубокий и актуальный анализ влияния тоталитарного режима на семейные отношения и воспитание ребенка.
Поделиться