Теодор Шварц: Опытно-процессуальная (дистрибутивная) модель культуры

Теодор Шварц предлагает модель культуры, которая стремится объединить психологическую антропологию и психологию.

Отправная точка Шварца: культура является ключевым фактором для понимания человеческой природы и психологии. Она определяет, как человек адаптируется к меняющимся условиям существования, влияя на психологические процессы (восприятие, познание, запоминание).

Проблема: традиционный разрыв между исследованиями культуры и психологии затрудняет изучение взаимосвязи между ними. Антропологи изучают культуру, а психологи - психику, редко затрагивая вопросы культуры, особенно в когнитивной психологии.

Решение Шварца: опытно-процессуальная (или распределительная) модель культуры. Эта модель рассматривает культуру не как единое целое, а как набор разнообразных, распределенных среди членов общества культурных моделей.

Ключевые моменты модели:

  • Культура не предопределяет структуру сознания каждого индивида. Она включает в себя все интернализированные компоненты опыта, распространенные среди членов общества.
  • Индивиды не просто «обрабатывают» опыт, а расширяют его в процессе взаимодействия с другими.
  • Культура не является чисто когнитивной. Она включает в себя когнитивно-аффективно-ценностные составляющие, влияющие на мотивацию, представления и поведение.
  • Модель учитывает все измерения человеческого опыта.

Взаимодействие культуры и личности:

  • Культура не является гомогенной. Она включает в себя все возможные вариации, которые могут реализоваться или остаться нереализованными.
  • Индивидуальный опыт переживания «культуры в процессе» формирует личностные конструкты.
  • Социальная структура, являясь культурным артефактом, встроена в культуру.
  • Личность определяется как комплекс основанных на опыте производных индивида. Она включает в себя как уникальные конструкты, так и конструкты, присущие группам людей.
  • Личность является «порцией» культуры, а культура – совокупностью всех личностей.
  • Культура не является микрокосмом, который редуцируется и усваивается каждым индивидом. Она представляет собой комплекс разнообразных личностей, обладающих способностью к структурированию событий.

Важность распределительной модели:

  • Она подчеркивает динамичность и гетерогенность культуры.
  • Она позволяет изучать внутрикультурные различия и конфликты, которые являются важными факторами культурной динамики.
  • Она открывает новые возможности для взаимодействия психологической антропологии и психологии.

Преимущества модели Шварца:

  • Она объясняет культуру через психологические категории, сводя символы и культурные значения к психологическим феноменам.
  • Она включает в себя понятия когнитивной психологии, позволяя изучать культуру с точки зрения когнитивных процессов.
  • Она позволяет рассматривать культуру как структуру ментальных компонентов, создавая основу для изучения социальных институций.

Недостатки модели:

  • Она не затрагивает в достаточной степени проблему социальных институций, как это делает, например, дискурсцентрированный подход Джеффри Уайта.

Слияние с дискурсцентрированным подходом:

  • Теория Шварца может быть дополнена дискурсцентрированным подходом, что позволит объяснить формирование и переформирование социальных институций в процессе культурного развития.
  • Опытно-процессуальные конструкты культуры более точны, чем «субъективность» Уайта.

Значение для этнопсихологии:

  • Модель Шварца позволяет изучать внутриэтнические конфликты как факторы культурной динамики.
  • Она подчеркивает адаптивность культуры, делая ее удобным инструментом для антропологических и этнопсихологических исследований.

Вывод:

Опытно-процессуальная модель культуры Теодора Шварца является ценным инструментом для изучения взаимосвязи между культурой и психологией. Она открывает новые возможности для взаимодействия психологической антропологии и психологии, позволяя изучать культуру как комплекс ментальных конструктов, распределенных среди членов общества.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться