Сравнительный анализ организационных структур рекрутингового агентства и международной консалтинговой компании

Данная статья является частью сравнительного исследования деятельности российских рекрутинговых компаний и лидеров международного консалтинга. Цель исследования – выявить общие черты, характерные для всего консалтингового бизнеса, и отличия, связанные со спецификой рекрутингового бизнеса, что важно для понимания перспектив его развития.

Организационные структуры: общие черты и отличия

Объекты исследования:

  • Крупная российская рекрутинговая компания, входящая в ТОП-10 рейтинга РБК за 2007 г.
  • Международная консалтинговая компания, предоставляющая услуги в области аудита и бизнес-консультирования (компания Большой четверки).

Основные выводы:

  • Общие черты:
    • Наличие партнера во главе профильного бизнес-подразделения.
    • Руководителем группы является человек, начинавший карьеру в компании с рядовых позиций.
    • Возможность горизонтального развития сотрудников и получения нового профессионального опыта.
    • Движение бизнес-процессов сверху вниз, где даже руководитель остается в первую очередь консультантом.
    • Вход в компанию через программу стажировки.
  • Отличия:
    • Компании Большой четверки отличаются отсутствием жесткой вертикальной иерархии, консультанты могут переходить от одного руководителя к другому, обеспечивая гибкость.
    • Структура рекрутинговой компании линейна, переход консультанта от одного руководителя к другому происходит крайне редко.
    • Организационная структура компаний Большой четверки гибче благодаря сочетанию матричной, проектной и линейной структур.
    • В рекрутинговой компании, учитывая эффект масштаба, участники более свободны в действиях и решениях.

Сравнение структур:

Консалтинговая компания Большой четверки:

  • Матричная структура с элементами линейной и проектной иерархии.
  • Отсутствие принципа единоначалия в профильных подразделениях.
  • Управляющий партнер – общее руководство.
  • Директора отраслевых практик – развитие рынка и продвижение услуг.
  • Директора функциональных департаментов – обеспечение качественного оказания услуг.
  • Старший консультант или менеджер – реализация проектов.
  • Гибкость – возможность набора консультантов под каждый проект, учитывая индивидуальные особенности клиента и экспертизу сотрудников.
  • Средний срок прохождения всех ступеней карьерной лестницы – 10-12 лет.

Рекрутинговое агентство:

  • Линейная структура.
  • Собрание партнеров во главе с управляющим партнером – общее стратегическое управление.
  • Партнер – развитие бизнеса и привлечение клиентов.
  • Руководитель департамента – развитие подразделения и получение заказов.
  • Старший консультант – организация выполнения заказов, развитие и обучение подчиненных.
  • Консультанты и младшие консультанты – поиск кандидатов и поддержка руководителей.
  • Стажер – привлечение и обучение молодых сотрудников с нуля.

Выводы:

  • Базовые принципы организации управления и развития в рекрутменте базируются на структуре консалтинговых компаний Большой четверки, которые и стали родоначальниками этого бизнеса.
  • Отраслевые и технологические особенности рекрутмента изменили организационные принципы в сторону большей иерархичности и жесткости структуры.
  • При проектировании структуры кадрового агентства можно использовать вариант структуры международной аудиторской фирмы, но полное копирование неэффективно.
  • Организационная структура кадрового агентства должна включать возможности для ускоренного роста и продвижения, а также ярко выраженную прямую связь дохода исполнителей от собственных результатов в бизнесе.

Полезные советы рекрутеру: 15 вопросов для проверки рекомендаций соискателя:

  1. Где и когда вы работали с кандидатом?
  2. Опишите ваши профессиональные отношения с кандидатом.
  3. Как его результаты сравниваются с результатами других?
  4. Как кандидат ладил с руководством и подчиненными?
  5. Опишите профессиональные качества, отличающие кандидата.
  6. По каким критериям проводится отбор в вашей компании?
  7. Как вы оцениваете способность кандидата к принятию решений и решению проблем?
  8. Достаточна ли квалификация кандидата для заявленной должности?
  9. Как он реагирует на объективную критику?
  10. Может ли сам критиковать?
  11. Как справляется со стрессовыми ситуациями?
  12. Есть ли у кандидата личностные проблемы?
  13. Лучше работает в команде или самостоятельно?
  14. Как вы оцениваете его потенциал роста?
  15. Согласны ли вы вновь принять его на работу?

Литература:

  1. Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 192 с.
  2. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: наем персонала. Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во Экзамен, 2003. - 320 с.
  3. Итан Расиел. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса. (4-е изд.). - М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2007. - 194 с.
  4. Elaine Biech. The Business of Consulting: The Basics and beyond. Pfeiffer&Co, 2007.
  5. Рейтинги РБК: Крупнейшие рекрутинговые агентства Москвы в 2007 г. www.rbc.ru.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться