Рыночная структура: Определение, 4 типа и примеры

Конкуренция в отрасли побуждает компании оставаться инновационными и предоставлять клиентам справедливые цены. Структура рынка - это способ классификации и понимания предприятий на основе степени конкуренции, которую они имеют в своей отрасли. Умение понимать структуру рынка позволяет устанавливать адекватные цены и эффективно реагировать на действия конкурентов, основываясь на запросах и потребностях рынка.

Ключевые выводы:

  • Структура рынка - это среда, в которой функционирует бизнес, и зависит от таких факторов, как уровень конкуренции на рынке, легкость выхода на рынок новой компании и дифференциация продукции каждой компании.

  • Четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

  • Чем больше конкурентов на рынке, тем больше вероятность того, что цены останутся справедливыми и конкурентоспособными для покупателей, а на некоторых олигопольных и монопольных рынках государственное регулирование может удержать компании от установления несправедливых цен.

Что такое рыночная структура?

Структура рынка - это экономическая среда, в которой функционирует предприятие. Структура рынка может описать, насколько конкурентной является отрасль, учитывая такие факторы, как сложность вхождения в отрасль и количество продавцов, участвующих в ней. Он также учитывает взаимоотношения между компаниями и клиентами, чтобы показать, как колеблются цены.

Например, рыночная структура, допускающая участие нескольких компаний, предоставляет пользователям большой выбор и поддерживает конкурентоспособные цены. Если в отрасли работает только одна компания, она может быть менее конкурентоспособной и требовать государственного регулирования для поддержания справедливых цен.

Особенности рыночных структур

Некоторые из характеристик, которые входят в рассмотрение структуры рынка, включают:

  • Входные барьеры продавца, или насколько трудно новой компании появиться на рынке

  • Барьеры выхода продавца, или насколько трудно новой компании покинуть рынок

  • Степень однородности или дифференцированности продукции компании

  • Количество компаний на рынке

  • Количество клиентов, которые участвуют в рынке

  • Цены на продукцию

4 типа рыночных структур

Вот четыре основных типа рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция

Рыночная структура совершенной конкуренции содержит много компаний. Хотя экономисты точно не определяют, сколько компаний для этого требуется, их достаточно, чтобы каждая компания имела незначительное влияние на рынок. В этой рыночной структуре много конкуренции, потому что у нее мало барьеров для входа. Компании могут легко присоединиться к отрасли из-за низких стартовых затрат и широкой доступности ресурсов.

На этом рынке все компании продают один и тот же товар примерно по одной и той же цене, колебания цен очень редки. Компания может попытаться повысить цену, но маловероятно, что покупатель купит ее, потому что он может купить тот же товар у конкурента по более низкой цене.

Если компания пытается снизить цену, чтобы привлечь покупателей, она может не получить достаточной прибыли. Обратите внимание, что такая структура рынка встречается редко, потому что в большинстве отраслей существует больше барьеров для входа или вариаций продукции, что позволяет компаниям контролировать цены.

2. Монополистическая конкуренция

Рыночная структура монополистической конкуренции характеризуется большим количеством продавцов, что означает, что войти в отрасль легко. Сочетая аспекты монополии и конкурентного рынка, компании в рамках монополистической структуры могут продавать продукты, которые похожи, но имеют незначительные различия. Это позволяет им иметь небольшую рыночную власть, основанную на том, как они дифференцируют продукты.

Например, компания может заметить, что пользователи будут платить немного больше за продукт с несколькими уникальными характеристиками. Чтобы удовлетворить спрос и увеличить прибыль, компания повышает цену на этот уникальный продукт. Если цена становится слишком высокой или потребители решают, что им нужен более дешевый продукт, они ищут замену. Монополистическая конкуренция позволяет им найти подходящую альтернативу по более низкой цене.

3. Олигополия

Олигополистическая рыночная структура содержит несколько крупных продавцов, которые продают продукцию многим потребителям. Войти в отрасль сложно из-за таких факторов, как высокие стартовые затраты и патенты, но в олигополию войти легче, чем в монополию.

Компании могут продавать идентичную продукцию, как при совершенной конкуренции, или дифференцированную продукцию, как при монополистической конкуренции. Ключевое отличие заключается в том, что каждая компания обладает достаточной рыночной властью, чтобы ее действия могли повлиять на конкурентов. Например, когда одна компания снижает свои цены, компании, которые хотят оставаться конкурентоспособными, также могут снизить свои цены.

Компании в рамках олигополии сотрудничают, поскольку понимают, что работать вместе выгоднее, чем конкурировать друг с другом. Например, компании могут попытаться снизить цены, чтобы привлечь потребителей, но слишком сильное снижение цен может повлиять на их прибыль.

Если компании договариваются о постоянном ценообразовании, они могут поддерживать достаточно высокие цены, привлекая при этом одинаковое количество клиентов. Правительства разрешают олигополии в определенных отраслях, но устанавливают строгие правила для защиты потребителей от высоких цен.

4. Монополия

При монополистической структуре рынка существует только одна компания, которая обслуживает большой рынок. Отсутствие конкуренции часто объясняется наличием таких барьеров, как высокие начальные затраты, ограниченные ресурсы и патенты.

Одна компания продает уникальный и недоступный больше нигде продукт, что означает, что потребители должны покупать именно у этой компании, если им нужен этот продукт. Если компания устанавливает цену, которую платят потребители, она имеет большой контроль над рыночной ценой.

Во многих случаях монополии являются незаконными, потому что они могут позволить компании воспользоваться преимуществами клиентов, устанавливая более высокие цены в качестве единственного поставщика продукции. Правительства могут поощрять монополии в определенных отраслях, хотя.

Например, они могут позволить одной компании доминировать в отрасли, если она работает так, что приносит пользу обществу. Для регулирования монополий правительство часто использует антимонопольные законы, которые предотвращают такие неэтичные действия, как распределение рынка и установление цен.

Примеры рыночной структуры

Вот несколько примеров каждого типа рыночной структуры:

Пример совершенной конкуренции

Житель посещает большой фермерский рынок со 100 продавцами помидоров. Он замечает, что продавцы приносят прибыль, и хочет войти на рынок. Его стартовые затраты невелики, поскольку он покупает недорогие садовые принадлежности и начинает выращивать помидоры на своем заднем дворе. Так как он использует те же самые садовые технологии и местную почву, он производит помидоры, идентичные тем, которые выращивают продавцы. Он продает помидоры по одной и той же цене и получает приличную прибыль.

Когда он пытается поднять цены, он замечает, что не продает так много. Это происходит потому, что покупатели выбирают более доступные помидоры того же качества. Когда житель пытается снизить цены ниже средней цены на рынке, он продает больше, но не может покрыть свои расходы. Он понимает, что его доля на рынке составляет всего 1%, а значит, идеальная цена - средняя по рынку.

Пример монополистической конкуренции

Stylized Products начинает продавать щетки для волос и платит низкую стартовую стоимость, чтобы присоединиться к многочисленным конкурентам, которые уже работают в этой отрасли. На рынке представлено множество расчесок, и каждая из них обладает уникальными свойствами, такими как упругая щетина, резиновые ручки и экологичные материалы. Компания Stylized Products решает производить щетки для волос с уникальными узорами.

Потребители, которые хотят иметь стильную расческу, платят немного больше за красочные варианты, что приводит к увеличению продаж. Когда потребители становятся более сознательными в отношении окружающей среды, продавец экологичных щеток видит рост продаж и соответственно повышает цены.

Пример олигополии

ABC Airlines является одной из четырех авиакомпаний, которые работают в стране. Благодаря высоким стартовым затратам, которые связаны с самолетами, аэропортами и взлетно-посадочными полосами, на рынок не выходят другие поставщики услуг. Авиакомпания ABC Airlines и один из ее конкурентов предлагают рейсы по средним ценам и поддерживают постоянную стоимость билетов.

У третьей авиакомпании более дорогие билеты, потому что она специализируется на роскошных путешествиях, а четвертая авиакомпания - самый доступный вариант, потому что она специализируется на бюджетных рейсах. Эти четыре авиакомпании доминируют на рынке и предлагают цены на билеты, которые соответствуют предоставляемым ими услугам.

Монополистический пример

Электроэнергетическая компания Swift Enterprise инвестирует миллионы долларов в установку линий электропередач по всему городу. Линии электропередачи подведены ко всем жилым домам, и другим компаниям неэффективно прокладывать линии электропередачи рядом с существующими линиями.

Поскольку в районе нет конкурентов, жители, желающие обеспечить свои дома электроэнергией, оплачивают услуги компании Swift Enterprise. Теоретически Swift Enterprise обладает полной рыночной властью и может устанавливать относительно высокие цены на свою продукцию. Однако правительство регулирует ее деловую практику, чтобы не допустить установления несправедливых цен.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • indeed.com
Перевод: 
  • Valeratal

Поделиться