Роберт ЛёВин: Культура, личность и адаптация

Роберт ЛёВин, один из ведущих представителей современной психологической антропологии, стремился дать новое определение культуры, отличающееся от наивных представлений ранних антропологов, от ограниченных подходов символических антропологов и от расплывчатых формулировок постмодернистов.

ЛёВин подчеркивает, что культура не сводится к простому набору правил, а представляет собой организованную систему контекста, из которой верования и практика черпают свое значение. Культура - это консенсус значений, принятых в сообществе, подобный консенсусу в языке. Этот консенсус необходим для социальной коммуникации и проявляется в избыточности культурных парадигм.

ЛёВин выделяет два типа культуры: эксплицитная (явно выраженная, доступная для вербального описания) и имплицитная (неявная, часто не осознаваемая носителями культуры). Хотя информанты могут легко объяснить антропологу эксплицитные правила и ценности, имплицитные аспекты культуры, более фундаментальны и не всегда поддаются вербализации.

ЛёВин подчеркивает взаимосвязь моделей реальности (описательных утверждений) и моделей для реальности (нормативных утверждений) в культуре. Например, в моделях воспитания глубоко укорененные ценности (повиновение, независимость) выражаются в верованиях о характере детей и их развитии, одновременно служит адаптивной стратегией выживания.

ЛёВин предлагает два определения личности:

  1. Широкое - как комплекс психологических процессов, опосредующих взаимодействие индивида с окружением.
  2. Узкое - как набор внутренних характеристик, определяющих устойчивые черты поведения индивида.

ЛёВин выделяет три уровня личности:

  1. Наблюдаемое поведение
  2. Личностная диспозиция - невидимая психологическая организация, лежащая в основе поведения.
  3. Личностная организация - система, в которой укоренена диспозиция.

ЛёВин считает, что личностные диспозиции, формирующиеся в раннем детстве, влияют на поведение человека и отличаются у представителей различных культур. Это дает основание говорить о культурно-вариативном взгляде на личность.

ЛёВин предлагает четыре модели изменений в культуре и личности:

  1. Постоянство - изменение институций не влияет на личность.
  2. Поломка - изменения вызывают стресс и тревожность.
  3. Прогресс - личность приобретает новые навыки, соответствующие новым условиям.
  4. Ревитализация - синтез старых идей в новых формах, удовлетворяющих потребности индивида.

Значение теории ЛёВина для этнопсихологии

Теория ЛёВина важна для этнопсихологии по нескольким причинам:

  • Включение имплицитной культуры и личности - ЛёВин подчеркивает влияние неявных культурных и личностных аспектов на поведение.
  • Акцент на адаптационных механизмах - он считает, что адаптация имеет культурно-специфические черты.
  • Культурно-психологический взгляд на личность - личность детерминируется культурой и личностной диспозицией.
  • Взаимосвязь культуры и личности - ЛёВин отмечает глубокую взаимосвязь между культурными и психологическими явлениями, не разделяя их полностью.
  • Антропологический подход к социальным изменениям - он рассматривает изменения в культуре с точки зрения влияния на личность.

Теория ЛёВина позволяет нам понять взаимодействие культуры и личности, рассмотреть неявные аспекты культуры и личности, и изучить культурно-специфические механизмы адаптации.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться