Роберт ЛёВин, один из ведущих представителей современной психологической антропологии, стремился дать новое определение культуры, отличающееся от наивных представлений ранних антропологов, от ограниченных подходов символических антропологов и от расплывчатых формулировок постмодернистов.
ЛёВин подчеркивает, что культура не сводится к простому набору правил, а представляет собой организованную систему контекста, из которой верования и практика черпают свое значение. Культура - это консенсус значений, принятых в сообществе, подобный консенсусу в языке. Этот консенсус необходим для социальной коммуникации и проявляется в избыточности культурных парадигм.
ЛёВин выделяет два типа культуры: эксплицитная (явно выраженная, доступная для вербального описания) и имплицитная (неявная, часто не осознаваемая носителями культуры). Хотя информанты могут легко объяснить антропологу эксплицитные правила и ценности, имплицитные аспекты культуры, более фундаментальны и не всегда поддаются вербализации.
ЛёВин подчеркивает взаимосвязь моделей реальности (описательных утверждений) и моделей для реальности (нормативных утверждений) в культуре. Например, в моделях воспитания глубоко укорененные ценности (повиновение, независимость) выражаются в верованиях о характере детей и их развитии, одновременно служит адаптивной стратегией выживания.
ЛёВин предлагает два определения личности:
- Широкое - как комплекс психологических процессов, опосредующих взаимодействие индивида с окружением.
- Узкое - как набор внутренних характеристик, определяющих устойчивые черты поведения индивида.
ЛёВин выделяет три уровня личности:
- Наблюдаемое поведение
- Личностная диспозиция - невидимая психологическая организация, лежащая в основе поведения.
- Личностная организация - система, в которой укоренена диспозиция.
ЛёВин считает, что личностные диспозиции, формирующиеся в раннем детстве, влияют на поведение человека и отличаются у представителей различных культур. Это дает основание говорить о культурно-вариативном взгляде на личность.
ЛёВин предлагает четыре модели изменений в культуре и личности:
- Постоянство - изменение институций не влияет на личность.
- Поломка - изменения вызывают стресс и тревожность.
- Прогресс - личность приобретает новые навыки, соответствующие новым условиям.
- Ревитализация - синтез старых идей в новых формах, удовлетворяющих потребности индивида.
Значение теории ЛёВина для этнопсихологии
Теория ЛёВина важна для этнопсихологии по нескольким причинам:
- Включение имплицитной культуры и личности - ЛёВин подчеркивает влияние неявных культурных и личностных аспектов на поведение.
- Акцент на адаптационных механизмах - он считает, что адаптация имеет культурно-специфические черты.
- Культурно-психологический взгляд на личность - личность детерминируется культурой и личностной диспозицией.
- Взаимосвязь культуры и личности - ЛёВин отмечает глубокую взаимосвязь между культурными и психологическими явлениями, не разделяя их полностью.
- Антропологический подход к социальным изменениям - он рассматривает изменения в культуре с точки зрения влияния на личность.
Теория ЛёВина позволяет нам понять взаимодействие культуры и личности, рассмотреть неявные аспекты культуры и личности, и изучить культурно-специфические механизмы адаптации.
Поделиться