Психологическое здоровье детей: антропологический подход

В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов

В статье исследуется понятие психологическое здоровье человека как ключевой фактор для определения цели психологической службы в современном образовании. Предлагается теоретическая модель, которая анализирует нарушения психологического здоровья детей, раскрывая их корни, формы проявления и пути коррекции.

Ключевые слова: психологическая антропология, субъективная реальность, событийная общность, норма развития, психологическое здоровье человека, значимый взрослый, дисфункция детско-взрослой общности, антропогения.

В последние годы наблюдается стремительное развитие психологических служб как в государственных, так и негосударственных структурах. Психологическая служба в сфере образования считается одной из самых значимых и развитых. Она выходит за пределы традиционного научно-методического подхода, ориентированного на структуру образовательной системы, и все больше фокусируется на проблемах конкретного ребенка. Профессиональная деятельность практического психолога образования требует глубокого понимания что делать?, как это сделать?, на каких принципах? и ради чего?.

Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования. Современные психологические службы ставят перед собой цель обеспечения условий для психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Однако существует множество случаев, когда субъективное состояние ребенка не соответствует норме, но не требует обращения к психоневрологу или психиатру. Такие состояния, как правило, скрытые, не поддающиеся классификации традиционной нозологической парадигмы и не укладываются в рамки естественнонаучной психологии.

Для решения этих проблем практический психолог может обращаться к различным психотерапевтическим подходам. Однако каждый подход предлагает свой взгляд на душевный строй человека, ограничивая возможности практического применения. Проблема психологического здоровья детей остается terra incognita, находясь между лечением психических заболеваний и решением школьными психологическими службами практических задач. Дети, чье состояние можно определить как психически здоров, но психологически нездоров, остаются вне поля зрения и позитивного вмешательства психологии, педагогики и медицины.

Понятийная катастрофа и антропологическая парадигма

Несоответствие традиционных психолого-педагогических представлений реальным социально-педагогическим явлениям можно назвать понятийной катастрофой. Нарушения психологического здоровья детей являются ключевым элементом этой проблемы и требуют специального исследования. Практическому психологу необходима теория, охватывающая все аспекты душевной жизни человека, и понятийный аппарат, способный фиксировать, анализировать и проектировать эффективные методы решения проблем духовно-душевного неблагополучия.

Понимание психологической службы как службы здоровья требует глубокого анализа психологической природы здоровья. Изучение условий и закономерностей обеспечения психологического здоровья детей позволит определить сферу профессиональной компетенции, функциональные обязанности и методологические основы работы практического психолога.

Психологическое здоровье как культурно-историческая категория

Категория здоровье - это культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. В разных культурах и исторических эпохах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному, затрагивая физическое тело, душевную жизнь и духовное бытие человека. Понятие психологическое здоровье человека объединяет две категории: психология человека и психология здоровья.

Антропологический принцип в психологии здоровья

Антропологическая парадигма в психологии ставит перед собой главный вопрос: как, с точки зрения психологической теории, определить сущность человека, которая не является просто суммой его отдельных проекций, а представляет собой нечто более глубокое и комплексное?

Предметом антропопсихологии является субъективная реальность (душа, внутренний мир, индивидуальный дух, человеческое в человеке). Она служит ключом к пониманию оснований и условий нормального психического развития человека. Субъективность является главной способностью человека - превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что делает его действительным субъектом собственной жизни.

Развитие субъективной реальности в онтогенезе происходит в событийной общности. Событийная общность людей - это особое пространство, где рождается и развивается субъективность человека. Это понятие имеет глубокие корни в религиозно-философских представлениях о человеческой реальности (М. Хайдеггер, М. Бубер, А.С. Хомяков и др.). На психологическом уровне идея событийной общности связана с концепцией Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.

Ребенок зарождается, рождается и развивается в системе живых связей с другими людьми. Он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Взрослый для ребенка - не просто одно из условий его развития, а фундаментальное онтологическое основание возможности возникновения человеческой субъективности, его нормального развития и полноценной жизни.

Развитие субъективной реальности: социализация и индивидуализация

Развитие субъективной реальности происходит в динамике преобразования систем связей и отношений в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления). Индивидуализация - процесс формирования уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности и относительной автономности. Социализация - включение индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей.

Антропологическая парадигма: два этапа жизненного пути

Согласно концепции развития субъективной реальности, жизненный путь человека включает два этапа. На первом человек овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) условиями своего существования, становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем первой фазы является точка обретения души, открытия собственного Я. В традиционных обществах этот переход символизировали обряды инициации и посвящения.

На втором этапе человек открывает собственную самость как предмет отношения и творческого преобразования. С этого момента можно говорить о саморазвитии человека, о становлении субъективности как особой духовной реальности, способа человеческого бытия, атрибутами которого являются самостоятельность и жизнестроительство. Духовность - новое качество и новый принцип, окончательно делающий человека человеком.

Психологическое здоровье и норма развития

Нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе является основой психологического здоровья человека. Норма - это не среднестатистический уровень развития, не отсутствие патологии, а возможности высших достижений для данного возраста. Норма - это не среднее, а лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях.

Для определения категории психологического здоровья используется понятие интеграл, означающее полный, цельный, ненарушенный. Психическое здоровье трактуется как жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием психического аппарата. Личностное здоровье свидетельствует об ориентированности на приобщение к родовой человеческой сущности. Человечность индивида - становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека. Интеграл жизнеспособности и человечности индивида - максимум психологического здоровья.

Интерсубъективные условия психологического здоровья детей

Для обеспечения ребенку условий здоровой и полноценной жизни необходим взрослый человек. Детству естественно присущи стремление к дополнению, потребность и способность обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую среду, в которой младшим легче овладевать глубинами и потенциями внутреннего мира, обогащая собственную жизнь и жизнь других людей. Взрослые обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, становиться действительным автором собственного развития.

Значимый взрослый и его влияние на развитие ребенка

Взросление - сложный и даже болезненный процесс. Если препятствовать развитию человеческих способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. Детская душа может быть ранена или оставлена в запустении, что приводит к болезни.

Классификация значимых взрослых

В жизни ребенка особый вклад вносит значимый взрослый - родной и/или близкий человек, оказывающий существенное влияние на условия развития и образ жизни ребенка. Классификация понятия значимый взрослый основывается на двух характеристиках: кровном родстве (родной-чужой) и духовной близости (близкий-чуждый).

Духовная близость как ключевой фактор развития ребенка

Духовная близость ребенка и взрослого - очеловечивание (одухотворение) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения - любовь взрослого к человеческому в человеке, как его трансценденция навстречу становящемуся индивидуальному духу. Эта любовь осуществляется через событие в духовной практике воспитания ребенка.

Рефлексия как инструмент развития события

Важнейшим психологическим компонентом восполнения взрослым жизненного мира ребенка является рефлексия. Внутренняя рефлексия взрослого становится главным психологическим механизмом развития события, необходимым условием развития детского сознания, предпосылкой перехода к самоконтролю и саморазвитию. Генезис события обусловливает развитие субъективной реальности. Психологическое здоровье ребенка имеет выраженную интерсубъективную природу. Отношение взрослого к ребенку - существенный фактор детского психологического здоровья.

Защитная и воспитательная функции детско-взрослой общности

В детско-взрослой общности можно выделить две функции: защитная - сохранение детской самобытности, наращивание жизнеспособности и самостоятельности ребенка; и воспитательная - приобщение ребенка к родовой человеческой сущности.

Воспитательный такт и личностная зрелость как показатели нормативного отношения взрослого к ребенку

Воспитательный такт - понимание и принятие взрослым детской самобытности, соразмерное возрастным возможностям ребенка, согласованное с его субъективным опытом. Личностная зрелость - направленность взрослого на приобщение к родовой человеческой сущности.

Типология базовых педагогических позиций взрослого

Антропологический принцип развития был операционализирован в типологии базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности. Системообразующий принцип - благодатный характер отношения взрослого (благоприятствующий освоению ребенком человеческого способа жизни).

Культурные и бытийные позиции

Понятие норма развития является культурно и личностно обусловленным. Разделение позиций взрослых на культурные (связанные с хранением и передачей норм и эталонов культуры) и бытийные (связанные с непосредственным ощущением и переживанием жизни) отражает глубокие основы взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка.

Процессуальный аспект: отождествление и обособление

Вторым шагом в разделении позиций взрослых является определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности. Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции, либо к утверждению самобытности ребенка.

Антропогении: нарушения психологического здоровья детей

Значимый взрослый в жизни ребенка - не просто пассивный наблюдатель. В отношении взрослого к ребенку заключаются как благодатные силы, так и болезнетворная опасность. Субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей обстановкой. Нарушения психического здоровья чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми.

Психогении и антропогении

Психогении - мягкие, обратимые расстройства психической деятельности, обусловленные искаженными отношениями с другими людьми. Антропогения - наиболее абстрактное обозначение нарушений психологического здоровья в детском возрасте. Это пагубное влияние одного человека на субъективацию другого. Антропогении - формы латентных доклинических аномалий внутреннего мира человека.

Дисфункции детско-взрослой общности

Анализ закономерностей возникновения и течения психогений позволил выделить особые состояния совместности ребенка и значимого взрослого, понятые как психологические дисфункции детско-взрослой общности.

Типология психологических дисфункций детско-взрослой общности

В норме позиция значимого взрослого конструктивна: он позитивно координирует совместную жизнь, используя себя как инструмент развития детско-взрослой общности. Наиболее общим показателем аномального и патологического (оппозиционного) состояния общности является арефлексивность отношения значимого взрослого к ребенку.

Классификация антропогенных синдромов

Дисфункции детско-взрослой общности являются источниками и интерсубъективной формой антропогений. Диапазон психологического эффекта влияния значимого взрослого на здоровье ребенка описан посредством систематизации антропогенных синдромов.

Антропогенные синдромы: безродность, бесперспективность, нереализованность, опустошенность

Дисфункции первого типа трансформируются в биографические кризисы - переживания ребенком безродности, нереализованности, бесперспективности и опустошенности индивидуальной жизни. Дисфункции второго типа приводят к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения ребенка, таким как психогенные дизонтогении, бытовой экстремизм, сектантство.

Антропогении как причина заболеваний

Антропогенные переживания становятся предпосылкой возникновения психических, психосоматических, наркологических заболеваний. Последствия антропогений для здоровья человека могут быть внешне неочевидны и отсрочены во времени.

Практическое значение антропологической модели

Теоретическая модель дисфункций детско-взрослой общности позволяет ориентироваться в структуре ситуаций, несущих угрозу детскому здоровью, понимать природу переживаний ребенка. Она может быть использована практическими психологами образования в качестве средства проектирования профессиональной деятельности, направленной на защиту психологического здоровья детей.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться