Распознавание стимулов — это термин, используемый как в классическом, так и в оперантном обусловливании. Он включает в себя способность различать один стимул и аналогичные стимулы. В обоих случаях это означает реагировать только на определенные стимулы, а не реагировать на них. к тем, которые похожи.
В этой статье обсуждается, как работает различение стимулов, когда оно происходит и как оно может влиять на поведение. Также рассказывается, чем оно отличается от обобщения стимулов.
Дискриминация в классическом обусловливании
Классическое обусловливание — это тип обучения, который включает в себя формирование ассоциаций между двумя стимулами. В этом процессе различение — это способность различать условный стимул и другие стимулы, которые не были сопряжены с безусловным стимулом.
Например, если бы условным раздражителем был звук колокольчика, различение включало бы способность отличить звук колокольчика от других звуков. похожие звуки.
Классическое обусловливание работает следующим образом:
- Формирование ассоциации: ранее нейтральный стимул, например звук, сочетается с безусловным стимулом. (УКС). Безусловный раздражитель представляет собой нечто, что естественным образом и автоматически вызывает реакцию. Например, запах пищи — это безусловный раздражитель, а выделение слюны на запах — безусловная реакция.
- Реакция на условный раздражитель: после образования ассоциации между ранее нейтральный стимул, теперь известный как условный раздражитель (УС), и безусловный ответ, УС может вызвать ту же реакцию, теперь известную как условный ответ, даже когда УУС отсутствует.
В классических экспериментах Ивана Павлова звук тона (нейтральный раздражитель, ставший условным раздражителем) неоднократно сочетался с предъявлением пищи (безусловный раздражитель), что естественным образом и автоматически приводило к слюноотделительной реакции (безусловный ответ). .
В конце концов, у собак выделялось слюноотделение в ответ только на звук тона (условный ответ на условный раздражитель). Теперь представьте, что Павлов ввел в эксперимент другой звук. Вместо того, чтобы представлять звук тона, давайте представим, что он трубил в трубу. Что случилось бы?
Если собаки не пускали слюни в ответ на звук трубы, это означало, что они были в состоянии различать звук тона и аналогичный раздражитель. Не всякий шум вызовет условную реакцию. Из-за различения стимулов только очень специфический звук вызывает условную реакцию.
Резюме
В классическом обусловливании различение стимулов помогает учащимся реагировать на конкретный стимул, а не на другие подобные стимулы.
Собаки Павлова и открытие классического обусловливания
Примеры различения стимулов
В одном известном эксперименте по классическому обусловливанию исследователи соединили вкус мяса (безусловный стимул) с видом круга (условный стимул), и собаки научились выделять слюну в ответ на представление круга. Исследователи, однако, обнаружили, что у собак также выделяется слюна, когда они видят эллипс, овальную форму.
Со временем, по мере того как собаки испытывали все больше и больше испытаний, когда они не чувствовали вкуса мяса при виде эллипса, они в конечном итоге научились различать два похожих стимула. У них выделялась слюна в ответ на круг, но не когда они видели эллипс.
В поведении потребителей маркетологи используют различение стимулов, чтобы помочь потребителям отличить их товары от аналогичных товаров. Например, упаковка печенья определенной марки может помочь покупателям отличить несколько похожих продуктов.
Различение в оперантном обусловливании
Оперантное обусловливание — это форма обучения, основанная на поощрении и наказании для обучения новому поведению. В оперантном обусловливании различение стимулов относится к реакции только на различительный стимул, а не на аналогичные стимулы.
Например, представьте, что вы научили свою собаку подпрыгивать в воздухе всякий раз, когда вы произносите команду «Прыгай!». В этом случае различение относится к способности вашей собаки различать команду для прыжки и подобные команды, такие как сидеть, стоять или говорить.
Другим примером может быть тип поведения, который уместен в одной ситуации, но не подходит в другой. Из-за различения стимулов вы понимаете, что есть, положив руки локтями на стол, может быть уместно в обычном ресторане быстрого питания, но такое поведение будет сочтено неуместным в более официальной обстановке.
Различение стимулов и генерализация стимулов
Различение стимулов можно противопоставить аналогичному явлению, известному как генерализация стимулов. В классическом обусловливании, например, генерализация стимула будет заключаться в неспособности отличить условный стимул от других подобных стимулов.
В знаменитом эксперименте с Маленьким Альбертом мальчика приучили бояться белой крысы, но он продемонстрировал реакцию страха при предъявлении ему подобных белых пушистых предметов.
Примером различения стимулов было бы, если бы маленький мальчик в эксперименте различал белую крысу и другие белые пушистые объекты.
Резюме
Различение стимулов играет важную роль в процессе обучения. Способность различать стимулы позволяет вам реагировать на правильные стимулы, не обобщая реакцию на другие стимулы.
Часто задаваемые вопросы
- Эффективен ли тренинг распознавания стимулов?
Обучение различению стимулов — это стратегия, которая может быть полезна для обучения людей тому, как вести себя только в присутствии определенного стимула. Это может быть полезно для обучения людей реагировать определенным поведением только в определенных условиях или ситуациях. Это также может быть полезно для сведения к минимуму реакций тревоги и страха за счет уменьшения обобщения реакции страха.
- Что стимул-контроль?
Стимулирующий контроль относится к тому, насколько на поведение влияют различные стимулирующие условия. В оперантном обусловливании это может относиться к тому, что субъект ведет себя определенным образом в присутствии определенного стимула, но ведет себя по-другому, когда этот стимул отсутствует.
- Каковы примеры различения стимулов в повседневной жизни?
Распознавание стимулов также происходит в реальной жизни за пределами экспериментальных лабораторных установок. Заказ блюда в одном ресторане только потому, что вы знаете, что другие рестораны не предлагают тот же пункт меню, является примером дискриминации по стимулу. Другим примером является способность вашей кошки определить разницу между тем, как вы открываете пакетик с чипсами, и тем, как вы открываете пакет с кошачьими лакомствами.
7 Источники Мы используем только высококачественные источники, в том числе рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и делаем наш контент точным, надежным и заслуживающим доверия.
-
Рехман И., Махабади Н., Рехман КИ. Классическое кондиционирование. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing 2020 янв.
-
Шенгер-Крестовникова Н.Р. Вклад в физиологию дифференциации зрительных раздражителей и определение предела дифференциации зрительным анализатором собаки. Бюллетень Института Лесгафта, iii. 1921.
-
Отдел психологических и мозговых наук, Университет Айовы. Дискриминированный оперант.
-
Гонсалес-ДеХасс А., Виллемс Р.П. Теории педагогической психологии: краткое руководство по смыслу и практике. Лэнхэм, доктор медицины: R&L Education 2012.
-
Халбур, Мэри Э. и др. Исследования и практика управления стимулами: соображения о несоответствии и значимости стимулов для обучения различению. Анализ поведения на практике. 2021-14(1):272-282. doi:10.1007/s40617-020-00509-9
-
Герцог К., Андреатта М., Шнайдер К. и соавт. Уменьшение генерализации условного страха: благотворное влияние релевантности страха и обратной связи в обучении различению. Фронтальный психолог. 2021-12:665711. doi:10.3389/fpsyg.2021.665711
-
Американская психологическая ассоциация. Стимулирующий контроль. Психологический словарь APA.
Кендра Черри
Кендра Черри, MS, автор и образовательный консультант, помогающий студентам узнать о психологии.
- verywellmind.com
Поделиться