Все мы заявляем о своей нелюбви к подлизам. Но почему тогда мы так часто окружаем себя ими? Если никто не одобряет лакейства, почему оно так часто встречается?
Я проанализировал более 100 профилей руководителей для крупных компаний, и сам помог написать более 50. Такие документы обычно включают в себя мотивационные формулировки, описывающие необходимые лидерские качества - выражает четкое видение, помогает сотрудникам раскрыть свой потенциал, стремится увидеть ценность разных точек зрения или избегает протекционизма.
Но я ни разу не встретил формулировки усердно заискивает перед руководством. Несмотря на то, что компании заявляют о потребности в людях, способных бросить вызов, достаточно уверенных в себе, чтобы высказывать свое мнение, и говорить то, что думают, всегда найдутся те, кто нуждается в подлизании!
Не только компании, но и многие руководители говорят о своем неприятии подхалимажа. Почти все лидеры, с которыми я встречался, утверждали, что никогда не стали бы поддерживать такое поведение в своих коллективах. Я не сомневаюсь в их искренности. Большинство из нас испытывают раздражение, если не отвращение, при виде лизоблюдства.
Тогда возникает вопрос: если все руководители не одобряют лакейства, почему оно так часто проявляется?
Ответ прост: бессознательно мы все имеем склонность создавать среду, где люди учатся раздавать друг другу необоснованные похвалы. Мы легко замечаем соринку в чужом глазу, но не замечаем бревна в своем.
Скорее всего, вы сейчас думаете: Да, Голдсмит прав. Удивительно, как руководство посылает едва уловимые сигналы, стимулирующие подчиненных молчать о критике и громко хвалить начальство. Удивительно, как они сами этого не замечают. Конечно, Голдсмит не говорит обо мне. Я никогда так не веду себя в своей компании.
Возможно, вы и правы. Но как вы можете быть уверены, что тут нет противоречия?
Я использую простой, но точный тест, чтобы показать своим клиентам, как мы бессознательно поддерживаем заискивание. Я спрашиваю группу руководителей: У кого из вас есть любимая собака?. Руководители радостно поднимают руки.
Следующий вопрос: Кто из домашних чаще всего получает вашу спонтанную ласку? Три варианта: а) жена или муж, б) дети, в) собака. В 80% случаев победителем оказывается собака!
После этого я спрашиваю, любят ли они собаку больше, чем других членов семьи. Ответ всегда эмоционально отрицательный. Тогда почему собака получает ваше безусловное признание? - спрашиваю я. Ответы всегда одинаковы: Собака всегда рада меня видеть, собака никогда не спорит со мной, собака любит меня, независимо от того, как я себя веду. Другими словами, собака - подлиза.
Я сам ничем не лучше. У меня две собаки. Я все время в разъездах, и собаки сходят с ума от счастья, когда я возвращаюсь домой. Я въезжаю в ворота, и первое, что мне хочется сделать - это открыть дверь, побежать к собакам и закричать: Папочка вернулся!. Они всегда прыгают от счастья и машут хвостами. Я обнимаю и ласкаю их.
Однажды моя дочь Келли вернулась домой из колледжа. Наблюдая мою обычную сцену нежности с собаками, она посмотрела на меня с презрением, прижала руки к груди, словно маленькие лапки, и залаяла: Гав! Гав!.
Это наглядный пример.
Если мы не будем осторожны, мы будем обращаться с людьми на работе, как с нашими собачками, поощряя тех, кто выказывает нам бездумное, безусловное восхищение. Что мы получим взамен? Опасные проявления заискивания.
С этим можно и нужно бороться. Начнем с того, что признаем: все мы имеем склонность испытывать симпатию к тем, кто испытывает симпатию к нам, даже если не имеем в виду ничего плохого. Нужно ранжировать подчиненных по трем критериям:
- Во-первых, насколько хорошо они к вам относятся? (Важно то, как вы думаете, насколько хорошо они к вам относятся).
- Во-вторых, каков их вклад в результаты деятельности компании, в развитие отношений с клиентами?
- В-третьих, насколько сильно вы демонстрируете признание их заслуг и личную симпатию?
Во многих случаях, если мы будем честны с собой, окажется, что степень признания связана с тем, насколько хорошо они к нам относятся, а не с реальными результатами их работы. В этом случае мы стимулируем поведение, которое презираем в других. Бессознательно мы купаемся в недостойных похвалах, что делает нас недостойными руководителями.
Поделиться