Основные понятия современной когнитивной антропологии: схемы, рамки, событийные сценарии

В конце 50-х - начале 60-х годов когнитивные антропологи анализировали лексику и семантику языка, видя в них ключ к познавательной организации знаний о культуре. Однако в то время недостаточно внимания уделялось когнитивным процессам, лежащим в основе культурного обучения, распространения культурных знаний, связи культурных значений с политическим порядком, противоречивой природе культурных сообщений, а также механизмам, придающим культурным значениям мотивационную силу. Именно этими темами в основном и занимаются современные когнитивные антропологи, исследуя влияние культуры на индивидуальную субъективность и поведение.

За последние три десятилетия когнитивные антропологи неоднократно пересматривали свои позиции. В настоящее время теоретики больше фокусируются на дискурсе, а не на лексике, на культурных схемах, а не на семантике языка. Основные дискуссии ведутся вокруг того, как коллективно интерпретированный опыт формирует фундамент мышления индивидов.

Когнитивные антропологи работают с культурными схемами, с культурной частью познания. Они изучают, как системы культурного знания ограничиваются и структурируются мозговыми механизмами. Благодаря регулярной передаче от поколения к поколению культурное знание приобретает организованную форму, соответствующую возможностям и ограничениям человеческого ума.

Когнитивные модели, часто называемые схемами, представляют собой концептуальные абстракции, хранящиеся в мозгу и служащие связующим звеном между раздражителями, воспринимаемыми органами чувств, и поведенческими реакциями, как определил еще Уоллес. Эти абстракции лежат в основе всех человеческих информационных процессов, таких как восприятие и понимание, категоризация и планирование, узнавание и реакция, решение проблем и принятие решений. Схемы являются одновременно структурами и процессами. Они представляют собой все наше концептуальное знание, формируя наше представление об объектах и ситуациях, событиях и действиях, их последствиях.

Основные и неизменные аспекты концепций представлены на высших уровнях в схематических структурах, а изменчивые (или слоты) аспекты, которые могут быть связаны с конкретными элементами во внешней среде, – на нижних. Например, схема КОМЕРЧЕСКОГО СОБЫТИЯ (часто используемая в качестве иллюстрации) имеет переменные: ПОКУПАТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ, ДЕНЬГИ, ТОВАРЫ и ОБМЕН. ПОКУПАТЕЛЬ – это личность, обладающая ДЕНЬГАМИ, средством обмена, а ПРОДАВЕЦ – личность, обладающая ТОВАРАМИ для продажи. ОБМЕН – это взаимодействие, в котором ПОКУПАТЕЛЬ отдает ДЕНЬГИ и получает ТОВАРЫ, а ПРОДАВЕЦ отдает ТОВАРЫ и получает ДЕНЬГИ. Событие понимается как коммерческая сделка, когда личности, объекты и события низшего класса во внешней ситуации связываются с соответствующими переменными схемы.

Схемы также являются процессорами, конструирующими интерпретации поведения и опыта. Они представляют собой активные процедуры, оценивающие степень соответствия между структурами схемы и элементами в феноменальной сфере. Ожидания, представленные в схемах, сравниваются с элементами в поведенческой и опытной среде, и на основе качества соответствия между ожиданиями и элементами формируются оценки, которые придают смысл происходящему в феноменальном мире. Например, окружающая среда, люди, объекты, действия предполагают, что когнитивная модель АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЛЕРСТВА относится к интерпретации, происходящей в ограниченном пространстве. Поскольку ожидание, связанное со схемой АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЛЕРСТВА, заключается в том, что машины будут куплены и проданы, одна из ее подсхем – это знакомая схема КОМЕРЧЕСКОГО СОБЫТИЯ. Переменная ТОВАРЫ может быть связана с машинами, а хорошо одетый человек – очевидный кандидат для переменной ПОКУПАТЕЛЬ. Факт, что человек хорошо одет, предполагает финансовые ресурсы, возможно связанные с переменной ДЕНЬГИ. Присутствие широко улыбающегося мужчины в пестрой спортивной куртке, который приближается к хорошо одетому мужчине и вступает с ним в непринужденный разговор, предполагает потенциальную связь с переменной ПРОДАВЕЦ. Связь этих переменных подтверждает схему ожиданий и исключает из рассмотрения другие альтернативные когнитивные модели.

В когнитивных исследованиях лингвисты часто используют концепцию рамок для объяснения того, как лексические и грамматические формы в языке одновременно структурируют и выражают основные схематические представления. Базовое понятие в фрамировании заключается в том, что лексические единицы и грамматические категории и правила связаны в памяти со схемами и частями схем. Рамки и схемы активизируют друг друга; лингвистические схемы вызывают на ум схемы, а схемы выражаются в лингвистических формах. Лингвистические формы категоризируют схемы и обеспечивают средства для их вербализации.

Основные исследовательские приемы в антропологии используют эту связь между языком и когницией. Лингвистические выражения – это главный инструмент, используемый практически всеми исследователями для открытия и изучения концептуальных категорий и систем. Как кратко выразился Д.Т. Антраде, целью изучения культурного познания является поиск общностей в системах знания, встроенных в язык, для того, чтобы обнаружить основные характеристики человеческой мысли. Например, ряд лексических единиц может активизировать культурную модель КОММЕРЧЕСКОГО СОБЫТИЯ. Покупать, продавать, стоить, оценивать, тратить и менять – это лишь некоторые слова, которые активизируют схему. Каждое из них выделяет особые аспекты схемы, оставляя другие в тени. Покупка фокусируется на обмене с точки зрения покупателя, а продажа – с точки зрения продавца. Цена сосредотачивается на деньгах в отношении деньги-товар, а ценность – на товарах в этом отношении. Плата и затрата фокусируются на покупателе и деньгах в отношении деньги-товар, а издержки – на продавце и товаре в этом же отношении.

Когнитивные модели обычно включают в себя определенное количество подсхем как компонентных частей, каждая из которых взаимодействует со своим элементом феноменального мира. Схемы, другими словами, чаще всего являются сложными структурами, состоящими из множества подсхем, которые взаимосвязаны в структурах двумя основными способами. Они связаны иерархически: общие схемы преобладают над специфическими схемами, которые связаны с переменными схемы как с подсхемами, которые, в свою очередь, соединены горизонтальной связью: первоначальные схемы предшествуют последующим в порядке временной и причинной последовательности.

Классифицированные системы – это иерархически упорядоченные когнитивные модели, в которых общие концептуальные категории представлены на высших уровнях в комплексе схем, а специфические категории – на нижних уровнях. Классификация растений, например, организована иерархически: общие категории доминируют над и включают более специфические категории, такие как ДУБ, ВЯЗ и ЕЛЬ.

Сценические события – это горизонтально упорядоченные модели, в которых причинно концептуализированные сцены последовательно связаны с результирующими сценами. Прием пищи в ресторане организован горизонтально: ПРИХОД в ресторан предшествует ЗАКАЗЫВАНИЮ еды, которое имеет место перед ВКУШЕНИЕМ пищи; ПЛАТА за еду последует за вкушением, и УХОД из ресторана завершает сценический ряд.

Иерархический состав и горизонтальная связанность не являются взаимоисключающими в сложных схемах.

Когнитивные схемы различаются по своему распространению среди людей: некоторые являются универсальными, некоторые – идиосинкратическими, а некоторые – культурными. Универсальные схемы одинаковы для всех классов людей, идиосинкратические уникальны для отдельных индивидов, а культурные схемы не являются ни уникальными для индивидов, ни разделяемыми всеми людьми, а скорее разделяются членами отдельных обществ.

Событийные сценарии – это сложные когнитивные модели, которые структурированы посредством горизонтальных связей. В событийных сценариях элементы горизонтально связаны в упорядоченные последовательности и вертикально подчинены более высокой категории. Сцены в событийных сценариях, также как и объектные категории в таксономических и нетаксономических классификациях систем, являются базово-уровневыми концепциями, непосредственно подчиненными суперкатегории – сценарию как целому. Сцены связаны посредством причинных или случайных связей. Действия и состояния обусловленно связаны: X (состояние) обычно или с необходимостью следует за Y (действием), или сопровождает его, и Y (действие) является обычным или необходимым следствием или сопутствующим X (состояния). Существует множество типов причинных связей, из которых пять являются наиболее существенными в событийных сценариях: РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ причинность (действие имеет результатом изменение состояния), ВОЗМОЖНАЯ причинность (состояние ДЕЛАЕТ ВОЗМОЖНЫМ действие), НЕВОЗМОЖНАЯ причинность (состояние делает невозможным действие), ИНИЦИИРУЕМАЯ причинность (состояние или акт ИНИЦИИРУЕТ душевное состояние), и причинность ОСНОВАНИЯ (душевное состояние является ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ действия).

До этого момента мы говорили о взаимосвязи между концептуальными категориями в классификациях систем и событийных сценариях. Возвращаясь теперь к категориям-прототипам, мы уделим внимание внутренней структуре концептуальных категорий. Категории-прототипы определяют концептуальные значения в терминах связей дискретных свойств, которые по-разному именуются как отличительные свойства, семантические компоненты и критериальные атрибуты.

Любимый пример категорий этого типа, дублирующий классические категории – это холостяк. Категория холостяк определяется несколькими отличительными свойствами: МУЖЧИНА, ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК и НЕЖЕНАТЫЙ ЧЕЛОВЕК. На заднем плане находится культурная информация о том, что составляет смысл понятия женитьба или быть женатым или неженатым, и о том, какого возраста должен достигнуть мужчина, чтобы квалифицироваться как взрослый человек, способный к женитьбе.

Прототип – это стереотипное или родовое представление концепции, которое служит в качестве стандарта для оценки типичных элементов. Подобие, конечно, вопрос степени: некоторые элементы более похожи на прототип, чем другие. Базовый принцип теории прототипа заключается в том, что различные реальные и воображаемые события могут соответствовать прототипу в различной степени. Теории категории-прототипа основываются на аналогичных представлениях и определяют концептуальные значения в терминах общего сходства с когнитивными прототипами. Элементы, обладающие (но не обязательно всеми) свойствами, определяющими прототип, являются примерами концепции. Таким образом, членство в категориях-прототипах – это вопрос более или менее: элементы являются примерами категорий до некоторой степени, и примеры различаются по степени, в которой они являются членами.

Когнитивные антропологи не только изучают детали разнообразных когнитивных и культурных систем, но также занимаются исследованиями, направленными на выявление общих черт в этих системах. Их методы изучения когнитивных универсалий являются эмпирическими и сравнительными. Данные об отдельных обществах рассматриваются в межкультурной перспективе, универсальные структуры и процессы выделяются, и делаются выводы об их историческом и эволюционном развитии.

Когнитивно-антропологические исследования концептуальных систем обычно являются обобщенными моделями, не учитывающими индивидуальную изменчивость. Однако индивидуальная изменчивость в культурном знании занимает центральное место в когнитивных антропологических исследованиях того, как различия индивидуальных моделей организуются в культурные системы, и того, как изменчивость приводит к изменениям в культурных системах. Недавние исследования показали, что факт индивидуальной изменчивости не исключает возможность построения когерентных оценок культуры. В дополнение к сложным и общим моделям культуры была разработана формальная математическая модель культуры как консенсуса для описания и измерения индивидуальной изменчивости в культурном знании внутри групп.

Когнитивная антропология изучает то, как культура влияет на наше мышление, восприятие и поведение.

Схемы – это когнитивные модели, хранящиеся в мозгу, которые помогают нам интерпретировать информацию и создавать ожидания.

Рамки – это лингвистические модели, которые помогают нам структурировать и выразить наши мысли и идеи.

Событийные сценарии – это сложные когнитивные модели, которые организуют наши представления о последовательности событий.

Категории-прототипы – это концепции, которые определяются набором характеристик, присущих типичным представителям этой категории.

Понимание этих концепций помогает нам глубже разобраться в том, как культура влияет на наше познание и как мы взаимодействуем с миром.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться