Оценка работы наставника: как построить эффективную систему

В условиях кадрового дефицита, программы адаптации новых сотрудников становятся жизненно необходимыми для компаний. Ключевую роль в этом процессе играют наставники – опытные сотрудники, способные передавать свои знания и опыт новичкам.

Как построить систему оценки наставника?

1. Определить обязанности наставника.

Для начала необходимо четко определить, что именно от наставника требуется. Как правило, в адаптации новичка участвует непосредственный руководитель, HR-служба и наставник. Их зоны ответственности должны быть прописаны в положении об адаптации или положении о наставничестве.

В дополнение к общим положениям можно использовать памятку наставника. В ней подробно описаны конкретные действия, которые наставник должен выполнять в течение определенного периода времени: какая информация предоставляется, какие мероприятия проводятся.

Например, в положении может быть сказано: Наставник оказывает новому сотруднику всестороннюю помощь и поддержку в осуществлении текущей повседневной деятельности: помогает заводить новые контакты и строить взаимоотношения, консультирует в профессиональной области.

В памятке эта информация должна быть конкретизирована:

Первый рабочий день:

  • Познакомить нового сотрудника с коллегами.
  • Ознакомить с должностной инструкцией.
  • Показать столовую и сходить на обед вместе.
  • Познакомить с корпоративным порталом и документами: телефонным справочником сотрудника, справочником нового сотрудника.
  • Ознакомить с задачами и функциями отдела/подразделения.

Положение о наставничестве и памятка – это два взаимодополняющих документа. Положение определяет общие принципы работы с наставниками, а памятка конкретизирует их обязанности, что позволяет наставнику четко представлять свои задачи, критерии оценки и систему мотивации.

2. Разработать систему оценки работы наставника.

Убедиться, что наставник эффективно выполняет свои обязанности, можно с помощью системы оценки.

Недостаток традиционного подхода:

  • Часто эффективность наставника оценивается по успешности прохождения испытательного срока новым сотрудником.
  • Такой подход не позволяет объективно оценить вклад наставника, так как успех новичка зависит от его собственных усилий.

Ключевые критерии оценки:

  • Выполнение всех обязанностей, описанных в памятке, в полном объеме и в установленные сроки.

Метод оценки:

  • Анкетирование сотрудника и руководителя по окончании испытательного срока.

Как составлять вопросы анкеты:

  • Все требования, обязанности и сроки, описанные в памятке, должны быть отражены в вопросах анкеты.
  • Формулировки должны быть максимально объективными и описывать фактическое поведение наставника, которое можно наблюдать и измерить.
  • Избегать описания мыслительных процессов (думает, размышляет), чувств и отношений (относится доброжелательно, проявляет заботу и т.д.).

Пример переформулировки требования в вопрос:

  • Требование: Проводить встречу с новым сотрудником каждый день в течение 30 минут.
  • Вопрос: Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником?

Варианты ответов и шкала оценки:

  • Высокоэффективное поведение: Каждый день – 5 баллов.
  • Допустимое поведение: 2-3 раза в неделю – 4 балла.
  • Допустимое поведение, но малоэффективное: Один раз в неделю – 3 балла.
  • Неприемлемое поведение: 2-3 раза в месяц – 2 балла.
  • Отсутствие поведения: Вообще не встречались – 1 балл.

Обработка анкеты:

  • Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл.
  • Подсчитывается среднее значение по всем вопросам.
  • На основе итоговой оценки определяется мотивация наставника по заранее разработанной шкале.

Шкала мотивации:

  • 5 баллов – 2000 рублей.
  • 4,0-4,9 баллов – 1800 рублей.
  • 3,0-3,9 баллов – 500 рублей.
  • 2,0-2,9 баллов – 100 рублей.
  • 1,0-1,9 баллов – 0 рублей.

Дополнительные рекомендации:

  • В инструкции по заполнению анкеты акцент нужно сделать на просьбе поделиться опытом вхождения в компанию с целью улучшения процесса адаптации.
  • Для получения качественной обратной связи, помимо анкеты, можно использовать открытые вопросы и устные интервью с новым сотрудником.

Примеры вопросов анкеты:

  • Как Вы считаете, какой информацией должен был поделиться с Вами наставник, чтобы облегчить Ваше вхождение в должность?
  • Ваши предложения по работе наставника.

Помните:

  • Эффективная система оценки работы наставника позволяет улучшить процесс адаптации новых сотрудников и повысить их мотивацию.
  • Не забывайте о важности регулярной обратной связи с наставниками и внесения необходимых корректировок в систему оценки.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться