Данная методика используется для изучения представлений о себе. Разработана В. Стефансоном и опубликована в 1958 г. Преимуществом методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.
Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:
- социальное «я» (каким меня видят другие?);
- идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);
- актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?);
- значимые другие (каким я вижу своего партнера?);
- идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?).
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к борьбе — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции — избегание борьбы — показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и борьба могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы) приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
Процедура исследования. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» противоположных тенденций.
В результате получается суммарное числовое определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до –1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.
Инструкция
Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «Да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «Нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить «Не знаю, 50/50».
Для фиксирования оценки поставьте галочку в соответствующем столбце.
Тестовое задание
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1 | Я критичен к товарищам | |||
2 | У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт | |||
3 | Я склонен следовать советам лидера | |||
4 | Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами | |||
5 | Мне нравится дружественность в группе | |||
6 | Я склонен противоречить лидеру | |||
7 | Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам | |||
8 | Избегаю встреч и собраний в группе | |||
9 | Мне нравится похвала лидера | |||
10 | Я независим в суждениях и манере поведения | |||
11 | Я готов стать на чью-либо сторону в споре | |||
12 | Я склонен руководить товарищами | |||
13 | Радуюсь общению с одним-двумя друзьями | |||
14 | При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен | |||
15 | Я склонен поддерживать настроение всей группы | |||
16 | Не придаю значения личным качествам членов группы | |||
17 | Я склонен отвлекать группу от ее целей | |||
18 | Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру | |||
19 | Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы | |||
20 | Предпочитаю оставаться нейтральным в споре | |||
21 | Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит | |||
22 | Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия | |||
23 | Я недостаточно сдержан в выражении чувств | |||
24 | Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников | |||
25 | Недоволен слишком формальным (деловым) отношением | |||
26 | Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу | |||
27 | Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе | |||
28 | Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам | |||
29 | Я склонен затягивать и обострять спор | |||
30 | Стремлюсь быть в центре внимания | |||
31 | Я хотел бы быть членом более узкой группы | |||
32 | Я склонен к компромиссам | |||
33 | Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям | |||
34 | Болезненно отношусь к замечаниям друзей | |||
35 | Могу быть коварным и вкрадчивым | |||
36 | Я склонен принять на себя руководство в группе | |||
37 | Я откровенен в группе | |||
38 | У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия | |||
39 | Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ | |||
40 | Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия | |||
41 | Я склонен сердиться на товарищей | |||
42 | Я пытаюсь вести других против лидера | |||
43 | Легко нахожу знакомства за пределами группы | |||
44 | Стараюсь избегать быть втянутым в спор | |||
45 | Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы | |||
46 | Оказываю сопротивление образованию группировок в группе | |||
47 | Когда раздражен, я насмешлив и ироничен | |||
48 | У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться | |||
49 | Предпочитаю меньшую, но более интимную группу | |||
50 | Пытаюсь не показывать свои истинные чувства | |||
51 | Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях | |||
52 | Я инициативен в установлении контактов в общении | |||
53 | Избегаю критиковать товарищей | |||
54 | Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим | |||
55 | Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны | |||
56 | Люблю затевать споры | |||
57 | Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе | |||
58 | Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их | |||
59 | Я склонен к перепалкам, задиристый | |||
60 | Я склонен выражать недовольство лидером |
КЛЮЧ
- Зависимость
3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
- Независимость
6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
- Общительность
5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
- Необщительность
4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
- Принятие борьбы
1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
- Избегание борьбы
2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53
Поделиться