Оценка эффективности тренинга: Часть 1 - Что это такое?

Статья Мартина Шмаленбаха Оценка эффективности тренинга ставит под сомнение существующие подходы к оценке, выявляя ключевые вопросы, которые часто остаются без ответа.

Ключевые вопросы:

  • Что именно оценивать? Эффективность тренинга, конкретного курса, слушателей, тренеров, тренингового отдела или тренингов в целом?
  • Цель оценки? Проверить эффективность, узнать, работает ли он, изменить поведение, отношение или улучшить производительность?
  • Продуктивность тренинга? Сколько времени тратится на подготовку и организацию, можно ли сократить это время?
  • Затраты на тренинг? Стоит ли он своих денег? Кто считает, что стоит, и на каком основании?

Два аспекта оценки:

  • Оценивание процесса тренинга: механизмов повышения эффективности.
  • Оценивание конечного результата: влияния тренинга на эффективность работы.

Разные вопросы, разные интересы:

  • Акционеры и руководители: Поможет ли тренинг решить проблему и/или достичь поставленных целей? Стоит ли он таких денег?
  • Тренеры: Был ли тренинг эффективным? Достигнуты ли поставленные цели?
  • Сотрудники: Поможет ли мне этот тренинг лучше/быстрее выполнять работу? Окажет ли он влияние на развитие моей карьеры? Зачем мне это?

Модель Киркпатрика (4 уровня):

  1. Реакция: Какова реакция обучаемого на само обучение?
  2. Обучение: Что обучаемый усвоил в процессе тренинга?
  3. Поведение: Как сильно изменилось поведение обучаемого после прохождения обучения?
  4. Результаты: Насколько увеличилась эффективность компании как следствие прохождения обучения?

Критика модели Киркпатрика:

  • Оценивание происходит только после тренинга: Не позволяет принимать информированное решение о вложении средств до того, как они потрачены.
  • 4-й уровень важен для акционеров и руководителей, но требует больших усилий и ресурсов: Сложно найти баланс между обычной работой и оценкой эффективности тренинга.

5-й уровень Киркпатрика: Возврат на инвестиции (ROI):

  • Добавлен Джеком Филипсом в 1991 году.
  • Оправдал ли тренинг вложенные в него средства?
  • Подходит для акционеров и руководителей, но многие тренинги не проходят испытание ROI.

Другие модели оценки:

  • Целевой подход Тайлера: Фокус на четкой постановке целей и задач обучения.
  • Модель Скривенса: Внешний оценщик определяет стоимость и ценность тренинга на основе результатов.
  • Модель Стафлебима CIPP: Системная модель, включающая контекст, вход, процесс и продукт.
  • Модель CIRO: Сочетает элементы модели Киркпатрика, включая контент, вход, реакцию и результат.
  • Модель V Брюса Аарона: Аналогична подходу в информационных технологиях, сфокусирована на анализе, разработке, измерении и оценке.
  • Модель Губа & Линкольна: Основана на взаимном сотрудничестве заинтересованных лиц.

Выводы:

Не существует идеальной модели оценки эффективности тренинга. Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки.

Ключевой момент заключается в том, что оценка должна учитывать интересы всех участников процесса - акционеров, руководителей, тренеров и сотрудников.

Важно определить цели и задачи тренинга заранее и выбрать подходящий подход для конкретной ситуации.

Оценка эффективности тренинга: Часть 2 - Подходы после Киркпатрика

Вторая часть статьи посвящена подходам к оценке тренинга, появившимся после модели Киркпатрика:

Целевой подход Тайлера (Tyler’s Objectives Approach):

  • Упор на четкую постановку целей и задач обучения.
  • Процесс оценки включает определение целей, их классификацию, поиск ситуаций для проверки достижения целей, разработку методик оценки, сбор данных и сравнение результатов с желаемыми моделями поведения.
  • Сильная сторона: Детальность и фокус на поведении.
  • Слабая сторона: Недостаточно внимания уделяется ROI и влиянию других факторов на поведение (культура, структура, цели).

Модель Скривенса, нацеленная на результат (Scriven\'s Focus On Outcomes):

  • Использует внешнего оценщика, не осведомленного о целях тренинга.
  • Определяет ценность тренинга на основе его результатов.
  • Сильная сторона: Удобство при оценке эффективности работы.
  • Слабые стороны: Проблемы с объективностью оценщика, трудности с определением степени подробности оценки, невозможность предсказать результаты тренинга и рассчитать ROI.

Модель Стафлебима CIPP (Stufflebeam):

  • Системная модель, состоящая из:
    • Контекст: Цель и потребности аудитории.
    • Вход: Ресурсы, альтернативные стратегии.
    • Процесс: Оценка эффективности выполнения плана.
    • Продукт: Оценка результатов, проверка достижения целей, внесение правок.
  • Сильная сторона: Изучает процесс и результат тренинга.
  • Слабая сторона: Не оценивает вероятные результаты до обучения, требует доработки для расчета ROI.

Модель CIRO:

  • Сочетает элементы модели Киркпатрика (уровни 1 и 4).
  • Включает контент, вход, реакцию и результат.
  • Сильная сторона: Похожа на модель CIPP, но сфокусирована на коммерческом эффекте.
  • Слабая сторона: Недостаточно деталей и рекомендаций по применению.

Модель V Брюса Аарона (bruce Aaron’s V Model):

  • Аналогична подходу в информационных технологиях.
  • Разделена на две части: анализ и разработка, измерение и оценка.
  • Сильная сторона: Сочетает анализ и оценку, подходит для расчета ROI.
  • Слабая сторона: ROI и оценка могут быть спрогнозированы только после внедрения решения.

Модель Губа & Линкольна:

  • Основана на сотрудничестве заинтересованных лиц.
  • Сильная сторона: Учитывает интересы всех участников.

Выводы:

Каждая модель имеет свои особенности и ограничения. Важно выбрать подходящий подход для конкретной ситуации.

Ключевой момент: Оценивать необходимо не только результаты, но и процесс, с учетом интересов всех участников.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться