Милфорд Спиро, один из ведущих психологических антропологов 80-х и 90-х годов, предложил новаторский взгляд на взаимосвязь культуры и психологии, выходящий за рамки традиционных дебатов о культурном детерминизме и релятивизме.
Основные идеи Спиро:
- Культура и личность – отдельные системы: Спиро отвергает представление о том, что культура непосредственно детерминирует личность или что личность представляет собой просто интернализацию культурных норм. Он исходит из концепции культуры как когнитивной системы, включающей в себя описательные (факты) и нормативные (правила) положения о мире, человеке и обществе.
- Культура – традиционная и публичная: Культура для Спиро – это система традиционных положений, передаваемых от поколения к поколению через процессы социализации и энкультурации. Эти положения закодированы в коллективных представлениях, а не в индивидуальном опыте, что делает культуру публичной.
- Культура – не все: Хотя культура включает в себя представления о социальной структуре, поведении и т.д., она не состоит из них. Эти элементы имеют и внекультурные, и культурные доминанты.
- Культура – не когниция: Спиро подчеркивает, что культура не включает в себя мысли и эмоции, которые являются сферой личности. Культура лишь влияет на мышление и чувствование, формируя “культурно установленные” мысли и эмоции.
- Культура – не только сознание: Культурные символы имеют как сознательные, так и бессознательные значения. Индивидуальное понимание культуры выходит за рамки ее конвенциональных значений и включает в себя культурные рамки – комплексы культурно допустимых ассоциаций и эмоций.
- Культура – адаптивный механизм: Культура является средством адаптации человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. Ее разнообразие – следствие адаптивных потребностей, а не различий в человеческой природе.
- Универсальная природа человека: Спиро утверждает, что, несмотря на разнообразие культурных форм, все люди обладают едиными психологическими структурами. Культурные различия возникают из-за адаптивного использования культуры, но в основе лежат универсальные человеческие способности.
Отношения между культурой и личностью:
Спиро выстраивает иерархическую модель, показывающую, как культурные значения преломляются в психике индивида:
- Выученные культурные значения: Индивид усваивает знания о культурных символах.
- Усвоенные интерпретации: Индивид осваивает традиционные интерпретации этих значений.
- Интериоризация: Индивид интернализует культурные значения, создавая свои культурные рамки и превращая их в личные убеждения.
- Образ мира: Культурно установленные убеждения формируют образ мира индивида, его восприятие и поведение.
- Эмоциональная и мотивационная сфера: Культурные значения приобретают эмоциональную и мотивационную нагрузку, влияя на чувства и стремления человека.
Вклад Спиро:
Спиро предлагает взгляд на культуру как на динамическую систему, взаимодействующую с психологическими процессами. Его модель подчеркивает:
- Взаимодействие: Культура и личность – это не независимые системы, а взаимозависимые и взаимопроникающие элементы.
- Адаптивность: Культура – это адаптивный механизм, формируемый под влиянием социальной среды и исторических условий.
- Универсальность: Несмотря на культурные различия, все люди обладают едиными когнитивными и эмоциональными способностями.
Заключение:
Милфорд Спиро внес значительный вклад в психологическую антропологию, предложив модель взаимодействия культуры и психологии, отличающуюся от традиционного противопоставления. Его концепция подчеркивает динамический характер культуры и взаимодействие ее с индивидуальными психологическими процессами, открывая новые пути для понимания человеческого поведения и социального мира.
Поделиться