Макиавеллизм и феномен вранья: русская специфика

В статье Макиавеллизм и феномен вранья В.В. Знаков исследует отношение к правде и лжи в русской культуре, акцентируя внимание на феномене вранья как отличительном от лжи.

Автор утверждает, что в России правда обладает статусом идеала, глубоко укоренившегося в национальном самосознании. Эта идея восходит к традиционному русскому понятию Правды как регулятивной идеи для всех сфер жизни, противопоставляя себя безличной, объективной истине.

Однако, эта любовь к правде в России парадоксальным образом сосуществует со снисходительным отношением к вранью. Автор объясняет это тем, что русское понимание вранья отличается от западного. Вранье в русской культуре - это не столько средство обмана, сколько коммуникативный феномен, способ установления контакта и сближения людей. Оно часто носит конвенциональный характер, предполагая, что собеседники договорятся не воспринимать неправду всерьез. Вранье также характеризуется бескорыстием, отсутствием цели обмануть, а также удовольствием от процесса изложения небылиц.

Ключевой категорией для понимания психологических механизмов вранья Знаков считает макиавеллизм. Макиавеллизм описывает склонность к манипуляции другими людьми, скрывая свои намерения и добиваясь желаемого через ложные маневры. Макиавеллизм - это, по сути, неверие в доброту и честность людей.

Автор проводит исследования с помощью опросников Макшкала и Личностный дифференциал, а также анализа литературных эпизодов, подтверждающие его гипотезы:

  1. Люди, склонные ко вранью, отличаются высокими показателями по шкале макиавеллизма.
  2. Вруны характеризуются враждебностью, подозрительностью и низким уровнем альтруизма.
  3. У женщин показатели макиавеллизма ниже, чем у мужчин. Они склонны видеть вранье как способ поддерживать отношения, в то время как мужчины рассматривают его как инструмент контроля над коммуникативным процессом.

В итоге, Знаков делает вывод, что макиавеллизм является важным фактором в понимании феномена вранья. Он подчеркивает отличия русского вранья от западного, называя его конвенциональным соглашением о принятии неправды в определенных ситуациях. Автор также отмечает более высокую склонность мужчин к манипуляции и вранью, основываясь на своих исследованиях.

Важно отметить:

  • Статья написана в 2007 году.
  • Используемые методики могут быть устаревшими.
  • В статье недостаточно уделено внимания иным факторам, влияющим на феномен вранья, таким как социально-экономические условия и исторический контекст.

Выводы:

Статья представляет интересный взгляд на феномен вранья в русской культуре. Она подчеркивает отличие русского понимания вранья от западного, связывая его с традиционным пониманием правды как идеала. Однако необходимо отметить устаревшую методику и отсутствие анализа иных факторов, влияющих на феномен вранья.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться