Кризисы возрастного развития: от деструкции к конструктивной трансформации

В работе Психологический анализ кризисов возрастного развития К.Н. Поливановой рассматривается ключевая проблема, поднимавшаяся еще Л.С. Выготским: значение кризисных периодов в развитии ребенка. Автор подчеркивает, что, несмотря на кажущуюся деструктивность, эти периоды являются неотъемлемой частью конструктивного процесса становления личности.

Статья глубоко погружается в исследования Д.Б. Эльконина, особенно его работы 1979-1984 гг., посвященные изучению особенностей психического развития детей шести-семи лет. Поливанова обращает внимание на недооценку масштабного цикла экспериментальных и теоретических исследований, проведенных под руководством Эльконина, и стремится представить принципиальные подходы к анализу динамики развития в период кризиса.

Противоречия традиционного взгляда на кризисы

Традиционно кризисы психического развития ассоциируются с трудновоспитуемостью, что подчеркивает негативную сторону процесса. Однако, как пишет Выготский, негативное содержание развития в переломные периоды - только оборотная, теневая сторона позитивных изменений. Поливанова критикует подход, рассматривающий кризис как результат развития, которого можно избежать при создании благоприятных условий.

Произвольность как ключевой фактор

В статье утверждается, что произвольность, понимаемая как опосредствованность, является ключевым фактором в развитии новых способностей в период кризиса. Она проявляется в разных формах на протяжении разных возрастных переходов: в предшкольном возрасте - как потеря непосредственности и эмансипация от игровой роли, в подростковом возрасте - как интеллектуальная рефлексия и произвольность умственных действий.

Эмансипация новообразований

Поливанова предлагает интересную концепцию: любая значимая для дальнейшего развития функция требует своей собственной ситуации переноса, этапа освобождения от психологического контекста, в котором она возникла. Кризис становится своего рода пробным полигоном для тестирования новых способностей, возникших в предыдущем периоде.

Структура возрастного кризиса

Статья анализирует структуру кризиса, предложенную Выготским, выделяя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую.

  • Предкритическая фаза: ребенок открывает неполноту своей реальной формы и начинает различать ее от идеальной формы взрослости, формируя временную перспективу своего развития.
  • Критическая фаза: состоит из трех этапов:
    • Мифологизация: ребенок пытается реализовать свои идеализированные представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях.
    • Конфликт: происходит столкновение желаемого с реальным, в результате которого ребенок обнаруживает свои собственные ограничения.
    • Рефлексия: происходит осмысление собственных возможностей, что приводит к дифференциации Я-реального и Я-идеального.
  • Посткритическая фаза: происходит переход к новой ведущей деятельности, формируется новая система отношений с миром.

Заключение

Статья подчеркивает, что кризис психического развития не является результатом конфликта с внешней системой отношений, а обусловлен внутренней логикой развертывания отношения реальной и идеальной формы. Разрешение кризиса происходит только при постановке новых содержательных задач, в процессе решения которых преодолевается миф идеальной формы, и формируется новое содержание развития.

Значение работы

Статья К.Н. Поливановой является ценным вкладом в понимание кризисов возрастного развития. Она предлагает новый взгляд на эти периоды, акцентируя внимание на их конструктивной природе и предлагая оригинальную модель их структурирования.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться