Избирательность памяти и предметная ориентация мышления: сокращенная версия

Введение:

Современное понимание памяти включает не только хранение информации, но и активную переработку воспринятого, завершающуюся приобретением и применением знаний. Ключевым элементом этой активности является избирательность, определяемая целью запоминания.

Целевая детерминация:

Цель задает основу для отбора необходимых признаков и связей в материале, а ее достижение обеспечивает воспроизведение того, что является предметом мнемической активности. Внешние условия предъявления материала не определяют непосредственно направленность запоминания.

Информационные теории памяти:

Активность субъекта в процессах кодирования и декодирования зависит от задействованных когнитивных процессов. Ориентация на разные свойства стимула приводит к актуализации соответствующих семантических репрезентаций. Например, фокусировка на фонетических свойствах слов способствует запоминанию рифмующихся слов, в то время как фокусировка на семантических отношениях позволяет запоминать слова, имеющие сходное значение.

Внутренний контекст:

Внутренний контекст, представляющий собой систему понятийного знания, играет важную роль в избирательности памяти. Перерабатываемые признаки и их связи могут быть закреплены в опыте субъекта как прототипы определенного содержания и тем самым обрести предметную избирательность.

Предметноспецифичный опыт:

Предметноориентированный опыт решения задач ограничивает широко направленную мнемическую активность и концентрирует усилия в конкретной области содержания. Это особенно заметно в контексте экспертного знания, которое всегда предметноспецифично и является результатом интенсивной практики в соответствующей области.

Предметная ориентация мышления:

Избирательность мнемической активности может рассматриваться как критериальное выражение предметной ориентации мышления. Эта ориентация проявляется в избирательном выделении признаков и связей предметного материала, их структурировании и обработке посредством релевантных предметной специфике мыслительных действий.

Пример А. Пуанкаре:

Математик А. Пуанкаре, будучи рассеянным, демонстрировал исключительную способность запоминать материал, характеризующийся строгой последовательностью. Он легко запоминал железнодорожные расписания, но путал полюсы в электрической батарее. Это объясняется тем, что его память направлялась общим ходом рассуждения, а не изолированными фактами.

Неоднородность мнемических процессов:

Даже у одного человека мнемические процессы различны для разных видов материалов. Например, школьники, обучающиеся в специализированных классах (литературном или математическом), демонстрируют специфические мнемические способности, связанные с их учебными предпочтениями.

Мнемосхемы:

Складывающиеся в образовательно-учебных ситуациях, мнемосхемы представляют собой схемы операциональной обработки материала. Их ориентация и осуществление в направлении предметно-специфичных признаков и связей определяют выбор и структурирование материала при запоминании.

Гипотезы исследования:

  • Предметная избирательность мнемической активности выражается в продуктивности выделения информации, отражающей предметную специфику текста.
  • Предметноориентированный характер мнемической активности зависит от опыта познавательной практики субъекта, в частности школьного обучения.
  • Способность преодолеть внешний контекст (изменение объема и функционального значения материала в тексте) связана с более зрелым уровнем развития мнемических функций.

Методика исследования:

  • Использовались тексты с поливалентным содержанием (естественнонаучный, математический, литературно-художественный), включающие математическую информацию, данные о природных объектах и художественные элементы.
  • Задания двух типов:
    • Восстановление пропущенных фрагментов в предложениях из прочитанного текста.
    • Воспроизведение прочитанного текста через пять дней.
  • Оценка продуктивности переработки различных предметных содержаний (релевантных и иррелевантных тексту).

Результаты:

  • Учащиеся VII класса показывают низкую продуктивность выделения релевантной информации при увеличении ее объема или изменении ее места в тексте.
  • У учащихся IX и XI класса проявляется устойчивое выделение релевантного содержания, особенно у школьников, обучающихся в профильных классах.
  • Учащиеся профильных классов демонстрируют избирательную мнемическую активность в направлении переработки близкого профилю обучения материала, даже когда он является фоновым.

Вывод:

Избирательность мнемической активности является критериальным выражением предметной ориентации мышления. Эта ориентация формируется в процессе обучения и определяется как сложившимися формами мыслительных действий, так и индивидуальными особенностями мнемических функций субъекта.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться