Введение:
Современное понимание памяти включает не только хранение информации, но и активную переработку воспринятого, завершающуюся приобретением и применением знаний. Ключевым элементом этой активности является избирательность, определяемая целью запоминания.
Целевая детерминация:
Цель задает основу для отбора необходимых признаков и связей в материале, а ее достижение обеспечивает воспроизведение того, что является предметом мнемической активности. Внешние условия предъявления материала не определяют непосредственно направленность запоминания.
Информационные теории памяти:
Активность субъекта в процессах кодирования и декодирования зависит от задействованных когнитивных процессов. Ориентация на разные свойства стимула приводит к актуализации соответствующих семантических репрезентаций. Например, фокусировка на фонетических свойствах слов способствует запоминанию рифмующихся слов, в то время как фокусировка на семантических отношениях позволяет запоминать слова, имеющие сходное значение.
Внутренний контекст:
Внутренний контекст, представляющий собой систему понятийного знания, играет важную роль в избирательности памяти. Перерабатываемые признаки и их связи могут быть закреплены в опыте субъекта как прототипы определенного содержания и тем самым обрести предметную избирательность.
Предметноспецифичный опыт:
Предметноориентированный опыт решения задач ограничивает широко направленную мнемическую активность и концентрирует усилия в конкретной области содержания. Это особенно заметно в контексте экспертного знания, которое всегда предметноспецифично и является результатом интенсивной практики в соответствующей области.
Предметная ориентация мышления:
Избирательность мнемической активности может рассматриваться как критериальное выражение предметной ориентации мышления. Эта ориентация проявляется в избирательном выделении признаков и связей предметного материала, их структурировании и обработке посредством релевантных предметной специфике мыслительных действий.
Пример А. Пуанкаре:
Математик А. Пуанкаре, будучи рассеянным, демонстрировал исключительную способность запоминать материал, характеризующийся строгой последовательностью. Он легко запоминал железнодорожные расписания, но путал полюсы в электрической батарее. Это объясняется тем, что его память направлялась общим ходом рассуждения, а не изолированными фактами.
Неоднородность мнемических процессов:
Даже у одного человека мнемические процессы различны для разных видов материалов. Например, школьники, обучающиеся в специализированных классах (литературном или математическом), демонстрируют специфические мнемические способности, связанные с их учебными предпочтениями.
Мнемосхемы:
Складывающиеся в образовательно-учебных ситуациях, мнемосхемы представляют собой схемы операциональной обработки материала. Их ориентация и осуществление в направлении предметно-специфичных признаков и связей определяют выбор и структурирование материала при запоминании.
Гипотезы исследования:
- Предметная избирательность мнемической активности выражается в продуктивности выделения информации, отражающей предметную специфику текста.
- Предметноориентированный характер мнемической активности зависит от опыта познавательной практики субъекта, в частности школьного обучения.
- Способность преодолеть внешний контекст (изменение объема и функционального значения материала в тексте) связана с более зрелым уровнем развития мнемических функций.
Методика исследования:
- Использовались тексты с поливалентным содержанием (естественнонаучный, математический, литературно-художественный), включающие математическую информацию, данные о природных объектах и художественные элементы.
- Задания двух типов:
- Восстановление пропущенных фрагментов в предложениях из прочитанного текста.
- Воспроизведение прочитанного текста через пять дней.
- Оценка продуктивности переработки различных предметных содержаний (релевантных и иррелевантных тексту).
Результаты:
- Учащиеся VII класса показывают низкую продуктивность выделения релевантной информации при увеличении ее объема или изменении ее места в тексте.
- У учащихся IX и XI класса проявляется устойчивое выделение релевантного содержания, особенно у школьников, обучающихся в профильных классах.
- Учащиеся профильных классов демонстрируют избирательную мнемическую активность в направлении переработки близкого профилю обучения материала, даже когда он является фоновым.
Вывод:
Избирательность мнемической активности является критериальным выражением предметной ориентации мышления. Эта ориентация формируется в процессе обучения и определяется как сложившимися формами мыслительных действий, так и индивидуальными особенностями мнемических функций субъекта.
Поделиться