П.В. ЯНЬШИН
Данная статья посвящена исследованию применимости цветового теста отношений (ЦТО) в групповой динамике. Автором ЦТО является А.М. Эткинд, который позиционирует его как клинический психодиагностический инструмент для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям. ЦТО основан на косвенном шкалировании объектов посредством сопоставления цвета, атрибутированного объекту, с его местом в ранжировке по предпочтению из восьми цветов Люшера.
Разработанный нами групповой вариант ЦТО, названный цветосоциометрическим методом (ЦСМ), призван комплексно измерять эмоциональное состояние группы. В отличие от традиционных клинических и социально-психологических методов, ЦСМ, будучи применен в группе, сочетает в себе достоинства проективного метода и психометрического теста. Это достигается за счет перевода основных показателей ЦТО из шкалы порядков в шкалы интервалов и отношений, что повышает надежность измерений.
Актуальность исследования:
Эмоциональное состояние группы является ключевым фактором взаимоотношений. В социальной психологии используются понятия дух группы, эмоциональное единство группы, эмоциональный климат группы, социально-психологический климат группы, групповая сплоченность. Однако, как показывает анализ статей в Вопросах психологии за последние десять лет, отсутствуют публикации, посвященные непосредственно изучению эмоционального состояния группы. Исследования, как правило, фокусируются на уровне развития группы в рамках стратометрической концепции. Эмоциональные связи, определяющие эмоциональный климат группы, в этой концепции рассматриваются как производные от более глубоких отношений и, следовательно, уделяют меньше внимания фактическому самочувствию людей в группе.
Проблемы традиционных методов:
Классическим методом исследования психологического состояния группы является социометрия. Несмотря на свою эффективность и простоту, социометрия имеет ряд недостатков.
Преимущества ЦСМ:
ЦСМ, благодаря своей процедуре проведения, позволяет преодолеть ряд методических трудностей социометрии:
- Идентичность операционализации основных показателей позволяет сравнивать состояние групп разного возраста.
- Минимизирует зависимость результатов от интерпретации задаваемых вопросов.
- Защищает результаты от сознательного искажения.
- Снижает влияние языковых различий и культурного уровня респондентов.
- Ослабляет психологические барьеры респондентов.
- Минимизирует влияние рациональных мотивировок при выражении отношения.
Теоретический конструкт исследования:
В качестве основного теоретического конструкта исследования принято взаимоотношение, понимаемое как личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Эмоциональное состояние отдельного члена группы и групповые взаимоотношения взаимно отражаются, порождая новое, уникальное явление.
Процедура проведения ЦСМ:
Процедура исследования проводится индивидуально. Она состоит из трех этапов:
- Ранжировка цветов теста Люшера в порядке уменьшения предпочтения.
- Оценка подходящего цвета для каждого члена группы из заранее подготовленного списка.
- Повторная ранжировка цветов в порядке убывания предпочтения.
Основные показатели ЦСМ:
- Предпочтение - отвержение: отношение группы к отдельному ее члену.
- Доброжелательность, или удовлетворенность группой: отношение каждого члена к остальной группе.
- Самооценка, удовлетворенность собой: отношение каждого к самому себе.
- Дифференцированность отношения: дисперсия данных респондентами оценок.
- Неоднозначность полученных оценок: дисперсия полученных объектами оценок.
- Конформность: корреляция данных другим оценок с усредненной для всей группы ранжировкой членов группы по предпочтению.
- Индивидуальные показатели: эмоциональная напряженность, потребность в покое или активности, эмоциональная лабильность, когнитивный компонент отношения.
Валидность метода:
Конструктная валидность ЦСМ отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Было проведено четыре исследования на независимых выборках испытуемых. Для получения характеристик Я-концепции использовался личностный семантический дифференциал (ЛСД).
Гипотезы исследования:
- Предпочтения цветов в тесте Люшера отражают характеристики Я-концепции испытуемых.
- Предпочтения цветов отражают модель желаемого настоящего - потребностно-мотивационную сферу испытуемых.
- Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает как характеристики Я-концепции, так и отношение к значимому другому.
- Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает степень удовлетворенности этим человеком.
- Атрибуция цвета самому себе отражает все перечисленные моменты, но уже как аспекты самоотношения.
Результаты исследования:
Результаты исследований подтвердили все пять гипотез. Было установлено, что предпочтения цветов в тесте Люшера отражают характеристики Я-концепции, потребностно-мотивационную сферу и отношение к значимому другому.
Заключение:
ЦСМ является эффективным инструментом для изучения эмоционального состояния группы. Он позволяет получить комплексные данные о взаимоотношениях в группе, индивидуальных особенностях членов группы и когнитивных установках. ЦСМ обладает высокой конструктной валидностью и может использоваться для анализа индивидуального социально-психологического статуса членов группы, а также для сравнения различных групп между собой.
Дальнейшие исследования:
В настоящий момент проводятся исследования на более чем 140 классах (более 3000 детей и их учителей) для анализа данных и дальнейшего совершенствования метода.
Важно отметить:
В статье представлен лишь краткий обзор исследования. Для более подробного ознакомления с методологией, результатами и выводами рекомендуется обратиться к оригинальной публикации.
Поделиться