Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания

П.В. ЯНЬШИН

Данная статья посвящена исследованию применимости цветового теста отношений (ЦТО) в групповой динамике. Автором ЦТО является А.М. Эткинд, который позиционирует его как клинический психодиагностический инструмент для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям. ЦТО основан на косвенном шкалировании объектов посредством сопоставления цвета, атрибутированного объекту, с его местом в ранжировке по предпочтению из восьми цветов Люшера.

Разработанный нами групповой вариант ЦТО, названный цветосоциометрическим методом (ЦСМ), призван комплексно измерять эмоциональное состояние группы. В отличие от традиционных клинических и социально-психологических методов, ЦСМ, будучи применен в группе, сочетает в себе достоинства проективного метода и психометрического теста. Это достигается за счет перевода основных показателей ЦТО из шкалы порядков в шкалы интервалов и отношений, что повышает надежность измерений.

Актуальность исследования:

Эмоциональное состояние группы является ключевым фактором взаимоотношений. В социальной психологии используются понятия дух группы, эмоциональное единство группы, эмоциональный климат группы, социально-психологический климат группы, групповая сплоченность. Однако, как показывает анализ статей в Вопросах психологии за последние десять лет, отсутствуют публикации, посвященные непосредственно изучению эмоционального состояния группы. Исследования, как правило, фокусируются на уровне развития группы в рамках стратометрической концепции. Эмоциональные связи, определяющие эмоциональный климат группы, в этой концепции рассматриваются как производные от более глубоких отношений и, следовательно, уделяют меньше внимания фактическому самочувствию людей в группе.

Проблемы традиционных методов:

Классическим методом исследования психологического состояния группы является социометрия. Несмотря на свою эффективность и простоту, социометрия имеет ряд недостатков.

Преимущества ЦСМ:

ЦСМ, благодаря своей процедуре проведения, позволяет преодолеть ряд методических трудностей социометрии:

  • Идентичность операционализации основных показателей позволяет сравнивать состояние групп разного возраста.
  • Минимизирует зависимость результатов от интерпретации задаваемых вопросов.
  • Защищает результаты от сознательного искажения.
  • Снижает влияние языковых различий и культурного уровня респондентов.
  • Ослабляет психологические барьеры респондентов.
  • Минимизирует влияние рациональных мотивировок при выражении отношения.

Теоретический конструкт исследования:

В качестве основного теоретического конструкта исследования принято взаимоотношение, понимаемое как личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Эмоциональное состояние отдельного члена группы и групповые взаимоотношения взаимно отражаются, порождая новое, уникальное явление.

Процедура проведения ЦСМ:

Процедура исследования проводится индивидуально. Она состоит из трех этапов:

  1. Ранжировка цветов теста Люшера в порядке уменьшения предпочтения.
  2. Оценка подходящего цвета для каждого члена группы из заранее подготовленного списка.
  3. Повторная ранжировка цветов в порядке убывания предпочтения.

Основные показатели ЦСМ:

  • Предпочтение - отвержение: отношение группы к отдельному ее члену.
  • Доброжелательность, или удовлетворенность группой: отношение каждого члена к остальной группе.
  • Самооценка, удовлетворенность собой: отношение каждого к самому себе.
  • Дифференцированность отношения: дисперсия данных респондентами оценок.
  • Неоднозначность полученных оценок: дисперсия полученных объектами оценок.
  • Конформность: корреляция данных другим оценок с усредненной для всей группы ранжировкой членов группы по предпочтению.
  • Индивидуальные показатели: эмоциональная напряженность, потребность в покое или активности, эмоциональная лабильность, когнитивный компонент отношения.

Валидность метода:

Конструктная валидность ЦСМ отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Было проведено четыре исследования на независимых выборках испытуемых. Для получения характеристик Я-концепции использовался личностный семантический дифференциал (ЛСД).

Гипотезы исследования:

  • Предпочтения цветов в тесте Люшера отражают характеристики Я-концепции испытуемых.
  • Предпочтения цветов отражают модель желаемого настоящего - потребностно-мотивационную сферу испытуемых.
  • Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает как характеристики Я-концепции, так и отношение к значимому другому.
  • Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает степень удовлетворенности этим человеком.
  • Атрибуция цвета самому себе отражает все перечисленные моменты, но уже как аспекты самоотношения.

Результаты исследования:

Результаты исследований подтвердили все пять гипотез. Было установлено, что предпочтения цветов в тесте Люшера отражают характеристики Я-концепции, потребностно-мотивационную сферу и отношение к значимому другому.

Заключение:

ЦСМ является эффективным инструментом для изучения эмоционального состояния группы. Он позволяет получить комплексные данные о взаимоотношениях в группе, индивидуальных особенностях членов группы и когнитивных установках. ЦСМ обладает высокой конструктной валидностью и может использоваться для анализа индивидуального социально-психологического статуса членов группы, а также для сравнения различных групп между собой.

Дальнейшие исследования:

В настоящий момент проводятся исследования на более чем 140 классах (более 3000 детей и их учителей) для анализа данных и дальнейшего совершенствования метода.

Важно отметить:

В статье представлен лишь краткий обзор исследования. Для более подробного ознакомления с методологией, результатами и выводами рекомендуется обратиться к оригинальной публикации.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться