В статье рассматривается проблема целостной индивидуальности, которая изучается в современной психологии с различных сторон. Автор, опираясь на принципы теории систем, предлагает свою концепцию всеобщей модели индивидуальности, объединяющую различные представления о ней.
Многообразие подходов к индивидуальности
В обзоре ключевых исследований подчеркивается многомерность и многоуровневость концепций индивидуальности:
- С.Л. Рубинштейн: целостная индивидуальность как сплав биологического и социального, основанная на взаимосвязи частей в целое.
- Б.Г. Ананьев: многоуровневая структура индивидуальности, включающая свойства вида, индивида, личности и субъекта деятельности.
- В.С. Мерлин: интегральная индивидуальность как синтез свойств организма, индивида, личности и метаиндивидуальности.
- А.В. Брушлинский: субъектно-объектный подход, подчеркивающий взаимосвязь человека как субъекта и объекта.
- В.М. Русалов: системная (интегральная) индивидуальность, выделяющая формально-динамический (темперамент) и содержательный (интеллект, характер) уровни.
- Э.А. Голубева: структурно-функциональный подход, подчеркивающий роль системообразующих признаков (эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения).
- Т.Ф. Базылевич: эволюционно-системный подход, рассматривающий взаимодействие свойств организма, индивида и личности.
Автор подчеркивает, что в этой пестроте подходов обнаруживаются общие черты: многомерность и многоуровневость. Это позволяет говорить о существовании всеобщей модели индивидуальности, которая объединяет и обобщает различные представления о ней.
Всеобщая модель индивидуальности: практический смысл
Всеобщая модель индивидуальности - абстрактное образование, обладающее свойствами саморегулируемой и самоорганизующейся системы:
- Относительная автономность: независимость от частных моделей индивидуальности.
- Обобщенность: отражение стержневых качеств человеческой индивидуальности.
- Прогнозирование: способность предсказывать новые конструкции индивидуальности.
- Универсальность: механизмы компенсации для противодействия среде.
- Динамичность, гибкость, функциональная инвариантность.
В реальности, всеобщая модель индивидуальности соответствует небольшой группе людей, обладающих надындивидуальными качествами:
- Открытость и независимость от взглядов и убеждений.
- Способность к выдвижению и реализации магистральных идей.
- Представление интересов различных индивидуальностей.
- Общепризнанный авторитет и духовное лидерство.
- Масштабность интеллекта, его глобальность и ответственность.
Типология видовой полиморфной индивидуальности
Согласно принципам биологических систем, каждой разновидности всеобщей модели индивидуальности соответствует свой типологический фундамент. Автор рассматривает формально-динамические и содержательные подходы к типологии индивидуальности:
-
Формально-динамический подход:
- Г. Айзенк: выделение типов на основе фактора экстраверсии/интроверсии и нейротизма.
- В.М. Русалов: типология темперамента, основанная на общей активности и общей эмоциональности.
-
Содержательный подход:
- Г.Э. Белицкая, К.А. Абульханова-Славская: типология проблемности социального мышления личности.
- А.В. Брушлинский: типы личностных конструктов Я - Общество, отражающие отношение к обществу.
Автор предлагает свою типологию интегральной индивидуальности, основанную на многомерном подходе, включающем объектно-субъектные взаимоотношения с обществом, социальную значимость продуктов деятельности и процессуальную сторону деятельности. Он выделяет четыре типа:
- Творческий
- Новаторский
- Созерцательный
- Реактивный
Многоуровневая модель всеобщей индивидуальности
Иерархическая модель всеобщей индивидуальности, по мнению автора, состоит из нескольких уровней:
- Нулевой уровень: множество отдельных показателей, отражающих биологическое и социальное.
- Первый уровень: индивидуальные свойства, образующиеся на основе корреляции между показателями нулевого уровня.
- Второй уровень: типы индивидуальности, возникающие на основе взаимосвязей между свойствами.
- Третий уровень: видовые структуры индивидуальности, созданные путем факторизации данных второго уровня.
- Четвертый уровень: всеобщие признаки индивидуальности, полученные в результате факторизации данных третьего уровня.
Эти уровни находятся в субординации: высший уровень подчиняет себе низший, определяя его функцию. Переменные одного уровня находятся в координационном отношении друг к другу.
Выводы
Автор предлагает свое видение всеобщей модели индивидуальности, подчеркивая многоуровневость и многомерность этой концепции. Он считает, что разработанная им модель является инструментом для дальнейшего изучения и понимания человеческой индивидуальности.
Критика
В статье отмечаются следующие критические замечания:
- Ограниченность выбора подходов: недостаточное внимание экзистенциальным, деятельностным и ценностно-смысловым направлениям изучения индивидуальности.
- Недостаточное обоснование типов интегральной индивидуальности: отсутствие четких критериев для выделения четырех типов (творческий, новаторский, созерцательный, реактивный).
- Неточности в описании позиций других авторов: использование терминов индивидуальность и личность как синонимов, неправильное трактование взглядов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Г.Ю. Айзенка, В.М. Русалова.
- Отсутствие доказательств: необоснованное использование терминов всеобщая, интегральная, видовая полиморфная как синонимов.
Несмотря на критичные замечания, статья представляет собой интересную попытку синтеза различных подходов к изучению индивидуальности. Автор предлагает свою модель, которая может стать отправной точкой для дальнейших исследований и дискуссий.
Поделиться