Современные профессии, такие как военные, спасатели, правоохранители, водители, машинисты, операторы АЭС и другие, часто требуют работы в особых, а иногда и экстремальных условиях. Эти условия характеризуются значительными психоэмоциональными нагрузками, вызванными высокой ответственностью, сложностью задач, ускоренным темпом работы, дефицитом времени на принятие решений и, в некоторых случаях, риском для жизни.
Недостаточная психологическая подготовка может привести к сбоям в работе, которые могут иметь трагические последствия. Поэтому важно использовать эффективные методы психологической подготовки, которые помогут повысить уровень готовности к работе в сложных условиях.
Идеомоторная тренировка, или мысленная репетиция, является одним из таких методов. Она основана на связи между мысленным взором и движениями.
Принцип действия:
- Каждое мысленно выполняемое движение сопровождается микродвижениями мышц, что позволяет совершенствовать навыки действий, не выполняя их физически.
- Яркое и полное представление желаемого движения способствует его более легкому и точному воспроизведению в реальности.
- Мысленная репетиция, в сущности, является проигрыванием предвиденных действий в воображении.
- Метод работает благодаря механизму аутосуггестии, или самовнушения, который наиболее эффективен в расслабленном состоянии.
Преимущества идеомоторной тренировки:
- Экономия времени и материальных затрат.
- Доступность для изучения и применения.
- Возможность проведения как в группах, так и индивидуально.
- Способствует оптимизации состояния нервных структур и повышению готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
- Снижает влияние психоэмоциональных факторов на действия.
- Является хорошей базой для освоения других методов психологической подготовки, таких как аутогенная тренировка.
Процесс идеомоторной тренировки:
- Расслабление. Психолог предлагает расслабиться, используя методики, например, прогрессивное мышечное расслабление.
- Визуализация. Представить себя в профессиональной обстановке (за рулем автомобиля, на пульте АЭС и т.д.).
- Мысленное проигрывание действий. Пройти все этапы работы, шаг за шагом, с учетом деталей обстановки и возникающих ситуаций.
- Отработка внештатных ситуаций. Мысленно проиграть действия в случае возникновения аварийных или нестандартных ситуаций.
- Постепенное увеличение скорости. Начинать с медленного темпа, постепенно увеличивая скорость до реального времени.
Важные нюансы:
- Отработка сложных действий поэтапно. Разбивать сложные движения на отдельные элементы и отрабатывать их поочередно.
- Осознанное применение волевых усилий. Научиться контролировать психофизиологические реакции, возникающие во время мысленной репетиции, чтобы уметь регулировать их в реальных ситуациях.
- Моделирование ситуации. Задействовать все известные факторы и детали предвиденных действий: профессия, место, время, детали ситуации, ожидаемый результат.
Идеомоторная тренировка не может полностью заменить реальные действия, но она позволяет:
- Обнаружить ошибки на этапе тренировки.
- Усвоить движения до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.
- Подготовиться к работе в особых и экстремальных условиях.
Заключение:
Идеомоторная тренировка является ценным инструментом психологической подготовки, который доступен всем, не требует материальных затрат и помогает повысить уровень готовности к работе в сложных условиях.
Литература:
- Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. — Х.: Гуманитарный центр, 2007.
- Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.
- Психологічна енциклопедія /Авт.-упоряд. О. М. Степанов. — К.: Академиздат, 2006.
- Шапар В. Б. Сучасний тлумачний психологічний словник. — Х.: Флаг, 2005.
- Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. 3-е изд., дополн. и изм. — М.: Медгиз, 1962.
Поделиться