Этнокультурное исследование представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдове цыган)

Введение

Справедливость – ключевое понятие, затрагивающее вопросы страдания и воздаяния, преступления и наказания, отношения человека и мира. Исследование справедливости позволяет выявить ее моральную составляющую, особенно при этнокультурном сравнении.

Имманентная справедливость

Исследования Ж. Пиаже показали, что дети до 5-6 лет связывают справедливость с физическим миром, полагая, что злодеяния караются естественными силами. Этот феномен, названный имманентной справедливостью, объяснялся когнитивной незрелостью. Однако дальнейшие исследования показали, что вера в имманентную справедливость может наблюдаться и у взрослых, особенно в традиционных культурах.

Этнокультурные различия

Исследования, проведенные в России, выявили, что вера в имманентную справедливость у русских детей сохраняется дольше, чем у якутских.

Методика исследования

Для изучения этнокультурных особенностей представлений о справедливости у молдаван и цыган в г. Сороки (Молдова) была разработана анкета открытого типа.

1. Ассоциативный эксперимент: респондентов просили подобрать три ассоциации к слову справедливость.

2. Ситуация справедливости: респондентов просили вспомнить ситуацию, которую они бы назвали справедливой, описать ее и указать свой возраст во время описываемых событий.

3. Анкета с дескрипторами: респонденты должны были вспомнить конкретного человека, которого они считают справедливым, и отметить, обладает ли этот человек перечисленными в анкете качествами.

4. Справедливый поступок: респондентов просили вспомнить конкретный случай, показывающий, что выбранный ими человек действительно справедлив.

История молдаван и цыган

Молдаване – это румыны, населяющие Молдову, а также живущие в России и на Украине. Христианское мировоззрение молдаван имеет большую преемственность, чем в других регионах бывшего СССР.

Цыгане – народ, сохранивший свои традиции, несмотря на миграции и влияние других культур. В Молдове они ведут преимущественно оседлый образ жизни и отличаются патриархальными родовыми отношениями. Цыгане часто не знают грамоты.

Результаты исследования

Ассоциативный эксперимент:

  • Цыгане чаще связывают справедливость с клятьвой.
  • Молдаване – с ответственностью, принципиальностью, строгостью и равенством.
  • У молдаван чаще встречаются ассоциации со словами честность и искренность, у цыган – с добротой.

Статистический анализ:

  • Кластерный анализ показал, что ответы цыган о качествах справедливого человека образуют кластер с минимальным расстоянием до ближайшего соседа.
  • Факторный анализ ответов молдаван выявил два фактора: когнитивно-культурный (доброта, воспитанность, культурность, ум, честность, способность доверять) и волевого контроля (честно указывать на недостатки, волевой, ответственный, мудрый, искренний, прощать, интеллигентный, верить в Бога).

Контент-анализ примеров справедливых поступков:

  • Молдаване:
    • Часто вспоминают ситуации, связанные с восстановлением попранной справедливости, соблюдением равных прав, помощью пострадавшим, исполнением Закона Божия.
    • Справедливый человек – тот, кто может дать совет, научить правильно себя вести, спасает других, рискуя жизнью.
    • В рассказах молдаван часто присутствует тема несправедливости, связанная с опытом взаимодействия с государством.
  • Цыгане:
    • Часто упоминают цыганский суд и клятву как инструменты справедливости.
    • Ситуации, связанные с клятвой, часто связаны с семейными делами.
    • Вера в имманентную справедливость у цыган проявляется в убеждении, что за неправедное деяние неизбежно наказание.
    • Цыгане не испытывают чувства обиды от несправедливости, так как у них выработана собственная система защиты от государства.

Выводы

  • Представления о справедливости у молдаван и цыган имеют как сходства, так и различия.
  • Оба народа верят в имманентную справедливость, но у молдаван она связана с христианскими заповедями, а у цыган – с мистической силой клятвы.
  • У молдаван тема справедливости часто связана с травмирующими переживаниями, связанными с опытом несправедливости со стороны государства.
  • Цыгане обладают собственной системой судопроизводства, которая позволяет им выработать аргументированную концепцию справедливости.
  • В представлениях молдаван закон милосердия стоит выше закона карающего возмездия.

Дополнительные сведения

Исследование показало, что у молдаван присутствуют психологические травмы, связанные с нарушениями справедливости со стороны государства.

Проведенное исследование является пилотажным, но благодаря использованию методов качественного анализа позволяет сделать важные выводы о различиях в представлениях о справедливости у двух этносов.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться