Социокультурная теория — это новая область психологии, изучающая вклад общества в индивидуальное развитие.
Психолог Лев Выготский считал, что родители, опекуны, сверстники и культура в целом несут ответственность за развитие функций мозга более высокого порядка. Согласно Выготскому, развитие человека зависит от социального взаимодействия и, следовательно, могут различаться в разных культурах.
Обзор
Этот первый этап психосоциального развития состоит из:
- Психосоциальный конфликт: Доверие против недоверия
- Главный вопрос: "Могу ли я доверять окружающим меня людям?"
- Основная добродетель: Надежда
- Важное событие: Кормление
Важность доверия
Младенцы почти полностью зависят от своих воспитателей. Поэтому то, как родители взаимодействуют со своими детьми, оказывает глубокое влияние на здоровье ребенка.
Эриксон считал, что ранние модели доверия влияют на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Если ребенок успешно развивает доверие, он будет чувствовать себя в безопасности и защищенным в этом мире. Согласно его теории, родители в значительной степени формируют восприятие своего ребенка и его будущие отношения.
Однако важно помнить, что доверие и недоверие существуют в разных плоскостях. Люди не бывают полностью доверчивыми или полностью недоверчивыми.
Например, бывают случаи, когда потребности ребенка остаются неудовлетворенными. Здоровая доля недоверия к окружению в младенчестве готовит нас, взрослых, к осторожности и самозащите, когда это необходимо.
Главное, чтобы доверительные отношения и взаимодействия младенца перевешивали, по большей части, недоверчивые. По мнению Эриксона, это позволит им лучше понять, как доверять себе и окружающему миру.
Эриксоновская стадия доверия против стадии недоверия
Дети, которые учатся доверять воспитателям в младенчестве, с большей вероятностью будут формировать доверительные отношения с другими людьми на протяжении всей своей жизни.
Доверие
-
Вера в воспитателей
-
Доверие к тому, что мир безопасен
-
Знание того, что потребности будут удовлетворены
Недоверие
-
Доверие к ухаживающим лицам
-
Боязнь мира
-
Неуверенность в том, что потребности будут удовлетворены
Доверие vs. Примеры недоверия
Ниже приведены примеры того, что формирует доверие между младенцем и лицом, осуществляющим уход:
- Лица, осуществляющие уход за младенцем, создают безопасную среду, в которой младенец чувствует себя защищенным.
- Мать или отец внимательны к потребностям своего ребенка (ребенка регулярно кормят, постоянно дают ласку и т.д.).
- Родитель успокаивает своего младенца, когда тот напуган.
Младенец учится зависеть от своих воспитателей и, в свою очередь, узнает, что мир безопасен и позаботится об удовлетворении его потребностей.
Ниже приведены примеры того, что создает недоверие между младенцем и лицом, осуществляющим уход:
- Когда младенец плачет, значит, лицо, осуществляющее уход, не готово удовлетворить его потребности.
- Мать или отец непостоянны в кормлении младенца.
- Ухаживающий не утешает младенца, когда ему страшно или некомфортно.
- Ухаживающее лицо позволяет окружению младенца стать небезопасным, и в результате младенец чувствует себя небезопасно.
Как установить доверие
Основной способ установить доверие с вашим ребенком - это отвечать, когда он пытается общаться с вами. Поскольку младенцы не умеют выражать свои мысли словами, они используют невербальные стратегии, чтобы постоянно сообщать о своих мыслях и чувствах.
Плач - одна из самых распространенных стратегий общения младенцев с воспитателями, и он имеет разное значение. Обычно младенцы плачут, чтобы дать вам понять, что им нужно одно из следующих действий:
- Любовь: Эриксон считал, что плач младенца передает воспитателям важное сообщение. Такие крики указывают на неудовлетворенную потребность, и воспитатели должны определить, как удовлетворить эту потребность.
- Комфорт: Ухаживающим важно обеспечить комфорт младенцу, крепко и надежно держа его на руках. Это обеспечивает как тепло, так и физический контакт. Кормление, купание и утешение ребенка помогают ему научиться доверять, что его потребности будут удовлетворены.
- Питание: Эриксон также считал, что кормление играет ключевую роль в развитии доверия. Кормя младенца, когда он голоден, он узнает, что может доверять тому, что его потребность в питании будет удовлетворена.
Каждый ребенок общается по-разному, поэтому знакомство со стилем общения вашего малыша - ключ к успеху на этом этапе. Замечание и реагирование на эти сигналы, будь то плач, движения тела, воркование или даже слова, помогает ему научиться доверять вам и окружающему миру.
Научиться доверять миру и окружающим нас людям - ключевой момент этой психосоциальной стадии развития. Быстро и правильно реагируя на крики младенца, вы закладываете фундамент доверия.
Последствия недоверия
В одном из исследований, проведенном с женщинами-близнецами, как однояйцевыми, так и разнояйцевыми, был сделан вывод, что доверчивость, по крайней мере, частично заложена генетически, в то время как недоверчивость или недоверие, по-видимому, формируется под влиянием семьи и других социальных факторов.
Дети, воспитывающиеся у постоянно ненадежных, непредсказуемых родителей, которые не удовлетворяют их основные потребности, в конечном итоге развивают общее чувство недоверия.
Дети и взрослые с низким уровнем доверия могут быть более склонны к:
- Быть в депрессии
- Быть социально незаинтересованными
- Быть подозрительными к другим
- Переживать одиночество
- Сталкиваться с отвержением со стороны сверстников
- принимать недальновидные решения
Недоверие может вызвать у детей страх, растерянность и тревогу, что затрудняет формирование здоровых отношений.
Исследования показывают, что воспитание в ненадежной среде может сделать ребенка более доверчивым к ненадежным людям. Исследователи считают, что это связано с адаптивным механизмом, который позволяет ребенку формировать привязанность к ненадежному воспитателю.
Например, исследования показали, что дети, которые ранее находились в приемных семьях, где с ними плохо обращались, чаще демонстрировали такое поведение, как сидение на коленях у незнакомца или прогулки с незнакомцем, в то время как дети, которые не были в приемных семьях, не демонстрировали такого поведения.
Последствия чрезмерного доверия
Интересно, что чрезмерное доверие связано с теми же негативными последствиями, что и недоверие.
В одном из исследований детей школьного возраста было обнаружено, что дети с очень высоким и очень низким уровнем доверия склонны к интернализации проблем и ощущению недостатка принятия среди сверстников.
В конечном итоге, ребенок должен испытать доверие, наряду с некоторой степенью недоверия, чтобы научиться доверять себе и своим отношениям во взрослой жизни.
Учимся доверять
Если в детстве вы столкнулись с небезопасной средой или ненадежными отношениями, то во взрослой жизни у вас могут возникнуть трудности с доверием. Но ваш детский опыт не должен определять вас.
Возможно преодолеть детский опыт и научиться доверять.
Например, исследования показали, что у детей, которыми пренебрегали, когда они находились в учреждениях опеки, значительно улучшилось социальное и поведенческое функционирование после того, как их взяли в воспитательные семьи.
Ниже перечислены способы, которые могут помочь вам на пути к изменению своего мышления на более доверительное:
- Проявляйте сострадание: Проявление сострадания и понимания к себе и другим может быть полезным для улучшения доверия. Сострадание - это инструмент, который служит нам напоминанием: Все мы люди, и все мы временами испытываем трудности.
- Попробуйте внимательность: Практики осознанности, такие как медитация, могут научить вас чувствовать свои эмоции, не осуждая их.
- Перерабатывайте чувства: Вести дневник, довериться близкому человеку, позволить себе поплакать - вот лишь несколько способов эмоциональной переработки. Вы можете обнаружить, что консультант или психотерапевт является ценным ресурсом. Например, когнитивно-поведенческая терапия (КПП) фокусируется на том, чтобы помочь людям переосмыслить старые, ограничивающие убеждения в новые, активные.
- Учитывайте свое окружение: При исцелении от травмы постарайтесь сделать свое окружение как можно более безопасным и взаимодействуйте с людьми, которые вас поддерживают.
A Word From Verywell
Стадия "доверие против недоверия" служит основой развития. Результаты этой стадии могут повлиять на взрослую жизнь.
Конечно, родителям важно обеспечить чуткую и надежную заботу, но не стоит отчаиваться, если вы столкнулись с недоверием в младенчестве. Люди легко адаптируются, и можно восстановить чувство доверия к себе и другим.
Стадия 2: Автономия против стыда и сомнений 6 Источники Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.
-
Sege RD, Harper Browne C. Responding to ACEs with HOPE: Health outcomes from positive experiences. Acad Pediatr. 2017-17(7S):S79-S85. doi:10.1016/j.acap.2017.03.007
-
Reimann M, Schilke O, Cook KS. Trust is heritable, while distrust is not. PNAS. 2017-114(27):7007-7012. doi:10.1073/pnas.1617132114
-
Murphy G, Peters K, Wilkes L, Jackson D. Childhood parental mental illness: Living with fear and mistrust. Issues Ment Health Nurs. 2015-36(4):294-299. doi:10.3109/01612840.2014.971385
-
Pitula CE, Wenner JA, Gunnar MR, Thomas KM. To trust or not to trust: social decision-making in post-institutionalized, internationally adopted youth. Dev Sci. 2017-20(3):10.1111/desc.12375. doi:10.1111/desc.12375
-
Американская психологическая ассоциация. Базовое доверие против недоверия.
-
Neff KD. Самосострадание: Теория, метод, исследование и вмешательство. Annu Rev Psychol. 2022-74(1). doi:10.1146/annurev-psych-032420-031047
Дополнительное чтение
-
Erikson EH. Childhood and Society. W. W. Norton & Company 1950.
Кендра Черри
Кендра Черри, МС, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.
- verywellmind.com
Поделиться