Взаимный детерминизм является центральной концепцией теории социального научения Альберта Бандуры. Взаимный детерминизм, также известный как тройственная реципрокность, представляет собой модель, состоящую из трех факторов, влияющих на поведение: человека (включая то, как он думает и чувствует ), их окружение и само поведение.
Предыдущие теории научения, такие как теория, выдвинутая Б. Ф. Скиннером, утверждали, что поведение людей всегда контролировалось окружающей средой, что люди были не чем иным, как пассивными получателями влияния среды.
Но, согласно Бандуре, не только среда влияет на мышление человека, но и его последующее поведение влияет на среду.Иными словами, среда влияет на то, как человек думает и чувствует, что в очередь влияет на их поведение, что влияет на окружающую среду и т. д.
Альберт Бандура, психолог и автор теории социального обучения
Люди не являются ни ни бессильные объекты, контролируемые силами окружающей среды, ни полностью свободные агенты, которые могут делать все, что захотят.
— Альберт Бандура, психолог и автор теории социального обучения
Поведенческие факторы
Согласно концепции взаимного детерминизм, поведение человека находится под влиянием когнитивных процессов и факторов окружающей среды, таких как социальные стимулы. Например, скажем, ребенок действует, потому что ему не нравится школа. Это приводит к тому, что учитель делает выговор ребенку, что может заставить ребенка действовать еще больше.
Поведение относится ко всем вашим действиям, которые могут быть вознаграждены или наказаны.
Факторы среды
Компонент среды относится к контексту, в котором происходит поведение. Сюда входит не только физическая среда человека, но и его социальная среда. В частности, какие люди присутствуют (или отсутствуют), а также взгляды, убеждения и идеи, которых придерживаются эти люди.
Таким образом, если учитель накричит на ребенка из предыдущего примера за то, что он разговаривает в классе, это повлияет не только на него, но и на классную среду для остальных учеников, не говоря уже о учитель.
Физическое и социальное окружение человека влияет на интенсивность и частоту поведения, так же как само поведение может влиять на окружение.
Личные факторы
Индивидуальный компонент включает в себя все характеристики, которые поощрялись в прошлом. Личностные и когнитивные факторы играют важную роль в поведении человека, включая все его ожидания, убеждения и уникальные личностные характеристики.
Само поведение — это то, что может подкрепляться или не подкрепляться в любое время или в любой ситуации. Если предыдущий ученик знает, что его учитель, скорее всего, вознаградит его, если он дождется окончания учебного дня, чтобы плохо себя вести, он, скорее всего, изменит свое поведение.
Пример
Обратите внимание, как все факторы в этом примере с проблемным учеником влияют друг на друга: ребенку не нравится школа, он капризничает, учителя и одноклассники реагируют на плохое поведение , усиливая неприязнь ученика к школе и создавая враждебную среду.
Дополнительный пример
Конечно, ситуация не обязательно должна быть негативной.
Представьте себе застенчивого ученика, который обычно держится особняком (личный фактор), заходит в класс в первый учебный день и обнаруживает, что другие ученики уже сидят (экологический фактор). Застенчивый ученик пытается проскользнуть в конец класса, чтобы не оказаться в центре внимания (поведенческий фактор).
Но если одноклассник, сидящий в передней части класса, бурно приветствует застенчивого ученика и предлагает ему сесть рядом с ним, среда вводит новый подкрепляющий стимул (дружелюбный ученик), который может привести к изменение в обычном распорядке этого ученика, а также изменение в его поведении.
Слово Веривелла
Теория Бандуры представляла собой важный сдвиг от поведенческой точки зрения к более социально-когнитивному подходу к пониманию поведения. Бихевиористы предположили, что именно среда почти полностью формировала индивидуальное поведение.
Тем временем Бандура осознавал важность двунаправленных отношений между людьми, их поведением и окружающей средой. Это говорит о том, что, хотя на людей, безусловно, влияет то, что они испытывают в своем окружении, они также имеют возможность изменить свою ситуацию и обстоятельства посредством своего собственного выбора и поведения.
3 Источники Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и делаем наш контент точным, надежным и заслуживающим доверия.
-
Бандура, Альберт. Теория социального обучения. Великобритания, Прентис-Холл, 1977 г.
-
Скиннер Б.Ф. Поведенческий анализ оценочных суждений. В: Тобач Э., Аронсон Л.Р., Шоу Э., ред. Биопсихология развития. Академическая пресса;1971:543-551.
-
Зарин Э., Лансфорд С.С. Как женщины-работники общественного здравоохранения справляются с трудностями на работе и почему до сих пор существуют пробелы в их работе: взгляд на женщин-работников общественного здравоохранения в сфере охраны здоровья матери и ребенка в двух индийских округах через систему взаимного детерминизма. Hum Resour Health. 2017-15(1):44. doi:10.1186/s12960-017-0222-3
Дополнительная литература
-
Невид, Джеффри С. Основы психологии: концепции и приложения. США, Cengage Learning, 2014.
-
Пасторино, Эллен Э., и Дойл-Портильо, Сюзанн М. Что такое психология?: основы, приложения и интеграция. США, Cengage Learning, 2018.
Автор Кендра Черри
Кендра Черри, М.С., является автором и консультантом по вопросам образования, направленным на то, чтобы помочь студентам узнать о психологии.
- verywellmind.com
Поделиться